В нее нужно погрузиться, прожить, войти во вкус, познакомиться с людьми. Хорошую фотографию отличает главное – это простота. Работая над книгой «Хліб», я просмотрел множество альбомов фотографов и художников. Эти книги собирал много лет, когда по долгу профессии оказывался в самых разных городах и странах, от Рима до Нью-Йорка, от Брюсселя до Флоренции. Так вот единственное, что повторяется в лучших работах – именно простота. Но она там кажущаяся. Там отсечено все лишнее, как в статуях Микеланджело или фресках Джотто. И свет – лучик света; он или есть, или нет.
А самую лучшую историю о создании услышал от Жана-Клода Элена – эксклюзивного парфюмера дома Hermes в 2004 – 2014 годах. Создавая аромат, он ведет себя как джазовый музыкант – прислушивается, присматривается, принюхивается, анализирует, мечтает, разговаривает с объектами, чтобы потом выделить линии и объединить в одно целое. Я услышал этот комментарий и подумал, что парфюмер ведет себя как фотограф, который наблюдает за процессом, видит объекты, их взаимодействие, чтобы уловить и передать сюжет. В этом секрет настоящего фото.
Был момент, когда я думал уезжать из страны. Но вдруг подумал, что лучше историю, чем дома я не смогу снять, потому что здесь понятен любой звук, любой шорох. Так постепенно съемки и работа над темой растянулись на несколько лет, увлекли по сути.