Мы чувствуем гармонию от рождения, но вот как мы распорядимся этим даром
Музыкальный вкус, как и количество стран, в которых ты побывал, и музеев, которые посетил, или еда, которую ты ешь, значат гораздо больше, чем, например, наличие дорогих часов или автомобиля с личным водителем. Хороший вкус – один из признаков образованного человека. О том, как его развить, Яне Панюшкиной рассказал Святослав Вакарчук – легенда украинской музыки и автор множества красивых песен.
- О том, дается ли музыкальный вкус от рождения
Мне кажется, что восприятие звуков, гармонии у человека появляется на подсознательном уровне. Но как мы этим даром можем распорядиться. Это так же, как мы различаем цвета от рождения, различаем звуки, чувствуем гармонию от рождения. Как мы можем распорядиться – это уже задача общества. Сначала родителей, а потом друзей, окружения. Массовая культура тем сильна и коварна, что очень легко формирует вкусы. Представьте себе, вы под влиянием массовой культуры буквально за несколько лет можете сформировать свои вкусы так, что они уже никогда в жизни не изменятся. Я, например, задумывался над тем, что в нашем детстве мы начинали формировать свои реальные музыкальные вкусы лет с 12. Сейчас дети начинают формировать вкусы буквально с 2 – 3 лет. Уже у первоклассников есть свои любимые артисты, они их знают и собирают их музыку. То есть чем быстрее информация распространяется и меняется, тем выше влияние внешнего мира. И тем сложнее нам будет контролировать вкусы в будущем. Думаю, что в какой-то момент родители уже не смогут совсем контролировать вкусы своих детей.
- О том, можно ли научиться хорошему вкусу в музыке
А что значит «хороший вкус»? Это же очень субъективно. Люди все перед Богом созданы равными. Почему думают, что профессор классической музыки или культуролог университета в Оксфорде вправе считать, что у него лучший вкус, чем у человека, который живет в бразильском лесу и там слушает звуки природы. Или почему, условно говоря, критик, который работает на популярном музыкальном сайте в Киеве, имеет лучший вкус, чем парень в спортивных штанах с Троещины. Кто сказал, что он лучший? Я из тех музыкантов, которые к музыкальным критикам относятся неоднозначно. С одной стороны, я понимаю, что они делают свою работу и стараются быть проводниками светлого, доброго и вечного в темном царстве невежества и безвкусицы. А с другой стороны, почему они решили, что это они должны диктовать всем. Просто они решили, что им это интересно делать. Но это не значит, что они являются истиной в последней инстанции. Это как со всеми другими субъективными вещами. Вы можете точно сказать, что эта трава зеленая. Она реально зеленая. Правда, ее можно назвать другим словом, но это будет все равно соответствовать тому излучению волны, который дает зеленый цвет. Но вы не можете сказать, красивая эта трава или нет. Потому что, например, мне она покажется общипанного, а вам покажется очень красивой и эстетичной. И никто нас не рассудит.
- О том, важно ли слушать классическую музыку
Мне нравится слушать классическую музыку. Она для меня глубокая, она вызывает эмоции и нужна мне в жизни. Хочу ли я, чтобы мои дети слушали классическую музыку, – хочу. Буду я навязывать им – нет. Потому что это их вкус. Я дам выбор и они смогут выбрать что угодно. Более того, есть музыка, которую я не слушаю и не воспринимаю, мне она кажется даже не музыкой. Если я попробую своих детей искусственно от нее оградить, они сами ее найдут. Если случится так, что они захотят это слушать, то запрет только сработает против. Поэтому здесь надо очень тонко ко всему относиться. И понимать, что воспитание вкуса, если вы все-таки взялись за такуювещь, – очень сложный, многолетний труд. Это нельзя сделать прочтением одной лекции.
- О музыке, на которой вырос
В детстве я был музыкальным мальчиком, но у меня не было какой-то любимой музыки. Мне кажется, что мои вкусы начали формироваться примерно в двенадцатилетнем возрасте, когда я впервые услышал по телевизору группу The Beatles, а параллельно мой дядя познакомил меня с другими образцами западной музыки. Это сформировало мой музыкальный вектор – дало ему направление в какую-то специфическую сторону. Когда я повзрослел, а юношеский максимализм прошел, я начал слушать гораздо больше музыки. Где-то в районе 30 лет я понял, что я слушаю все. И, по меткому выражению Дюка Эллингтона, музыка начала отличаться в моей голове. В моей системе восприятия она просто поделилась на два стиля: хорошую музыку и плохую музыку.
- О любимых музыкантах
Группы The Beatles и Led Zeppelin – мои любимые рок-музыканты. Из классики любимые – Шопен, Бетховен и Рахманинов. Из джазовой музыки – все раннее творчество Майлза Дэвиса. Моя любимая певица Билли Холидей. Я люблю украинскую аутентичную музыку, мне очень нравится ближневосточная, балканская, кельтская, индийская музыка. Я все это слушаю.
- О том, как музыка влияет на жизнь
Все начинается с музыки, потом переходит в моду, внешний вид, стиль, затем в поведение, затем в сленг, затем в круг друзей, а затем в пристрастие. Даже выбор профессии каким-то образом может порой коррелироваться. Думаю, что музыка влияет на подростковом этапе. Во взрослом возрасте, я бы сказал, это влияние гораздо меньше. В таком возрасте музыка – это, скорее всего, дополнительный источник серотонина, благодаря которому ты на какой-то момент становишься довольнее и счастливее.