Facebook Pixel

Что такое тренды и откуда они берутся. Интервью с Сюзанной Скальской

Персона

Сюзанна Скальска родилась в Польше, а с 90-х живет в Нидерландах. Она работала тренд-аналитиком в компании Philips Design, изучала инновации в VanBerlo, сейчас преподает в Техническом университете Эйндховена, польском университете SWPS, а также является приглашенным научным сотрудником нью-йоркской Parsons School of Design. The Page Style расспросило Сюзанну о трендах: что это такое, откуда они берутся и какие тренды будут актуальны в ближайшем будущем.

Что такое тренды. Фото: пресс-служба Creascope

Что такое тренды. Фото: пресс-служба Creascope

  • Что такое тренды

У слова тренд очень широкое значение. Как и у слова дизайн. Я считаю, что в 90-х тренды были отличным инструментом для маркетинга: рассказывали о том, какую продукцию стоит приобретать в магазинах, а также подсказывали, как заполнять магазины продукцией. Сейчас баеры едут в Китай или посещают крупные ярмарки. Сегодня имеется огромное количество предложений, но людям сложно понять, какой политики следует придерживаться при покупке.

А тренды были идеальными корзинами, куда можно было положить, например, «ретро» или «американский лофт», а может, и «что-то скандинавское». Всегда присутствует что-то тосканское — в каждой газете можно об этом прочесть, если говорить об интерьере и дизайне. Но такое положение дел было давно – в 80-е и 90-е годы прошлого столетия. А затем появились такие люди, как Джон Нейсбитт c книгой о мегатрендах. Чтобы разбираться в волнах разного спроса и потребностей, вам стоит понимать, что такое мегатренды. И мне кажется, что Джон Нейсбитт был первым человеком, который говорил больше о высоких чувствах. Также в 90-е была Фейт Попкорн и ее фантастическая студия в США. Она работала на другом уровне – занималась кластеризацией чувств. Например, ее самым известным трендом из 90-х был cocooning. Скандинавская версия cocooning – хюгге. Это желание уединиться в своем теплом доме, как в коконе.

  • Когда и как тренды стали важны для бизнеса
Telegram Logo

В 90-е экономика в Европе была на пике, а средний класс был настоящим двигателем экономики. Представители этого класса хорошо зарабатывали и хотели воплощать в жизнь свои мечты. Пик всего производства, которое мы имели, пришелся на 90-е — начало 2000-х. В 2001-2002 гг. большинство европейских правительств думали о дизайне, который являлся бы не только креативным решением для продукта, но и креативным решением для бизнеса. Тогда именно креативность была лучшим решением для сложных бизнес-проблем.

В то время появлялось множество отчетов, в которых говорилось о необходимости инвестировать в образование в сфере дизайна. Тогда люди с бизнес-образованием задумались об образовании в дизайне и наоборот. Нужно было создавать когнитивный языковой мост. И именно из этой мысли были рождены MBA, а бизнес получил знание о дизайн-менеджменте. И дизайн-менеджмент (т. е. управление при помощи дизайна) стал, образно говоря, поездом, который едет, останавливается и по пути наполняется знаниями. Но поезду нужна железная дорога. И именно тренды стали этой дорогой для дизайн-менеджмента. Это помогло бизнесу увидеть не очевидные вещи.

Откуда берутся тренды. Фото: пресс-служба Creascope

Откуда берутся тренды. Фото: пресс-служба Creascope

  • Откуда берутся тренды

Мое определение трендов – это осведомленность, информированность о вещах, которые ты не видишь, а, возможно, видишь, но не понимаешь, что это такое. А еще это соединение разных точек, которое в итоге заставляет тебя воскликнуть: «Ага!»

Сейчас существует только один источник трендов для бизнеса – это знания. Насколько разносторонни твои знания? Насколько широк твой поиск? Насколько лучше ты можешь анализировать факты? Это очень сложная работа: не просто слетать в Милан, вернуться назад — и вот у тебя уже вся информация на год.

У меня есть подписки на New York Times, Financial Times, The Economist, Forbes. Потому что я хочу знать, какие компании увольняют топ-менеджеров, кого нанимают вместо них, из каких мест они приходят, какое видение приносят в компанию, какие компании продают свои части, кто вливается в другие компании. Вся эта информация дает мне понимание масштаба разных возможностей в бизнесе. Бизнесменам нужно следить за всеми трендами, включая те, которые находятся вне их бизнеса.

Какие тренды будут актуальными в будущем. Фото: пресс-служба Creascope

Какие тренды будут актуальными в будущем. Фото: пресс-служба Creascope

  • Какие тренды будут актуальны в будущем

Я думаю, все начнут с большим уважением относиться к разному выбору выполнения работы. Я говорю и о цивилизованном мире в целом. Мы знаем, что жизнь очень коротка и что большинство нашего времени мы – не хочу говорить «тратим» – мы существуем на своей работе. А это значит, что именно живем мы совсем небольшое количество времени.

И после коронакризиса мы все наконец поймем, что, возможно, не стоит возвращаться в офис, когда весь прошлый год работали из дома и все шло хорошо. И что, возможно, не стоит садиться в машину, а лучше поехать на автобусе, новый маршрут которого недавно запустили. Люди начнут ставить под вопрос свой старый образ жизни, и, мне кажется, они предпочтут изобрести новый.

Я пытаюсь увидеть верхушку айсберга. Ведь именно здесь происходит больше всего. Если мы копнем глубже, то ниже все окажется несколько по-другому, но ведь мы говорим о трендах, а не о массе. И эта верхушка айсберга также содержит в себе вопрос о том, что 40-часовая рабочая неделя была изобретена еще в индустриальную эпоху. Сейчас нам в достижении целей максимально помогают технологии и роботизация, ведь именно для этого мы их и изобрели. Вопрос в том, зачем нам теперь работать по 40 часов?

  • Как будет построена работа в будущем

Резонный вопрос: как люди будут зарабатывать деньги, если они не хотят много работать? Сейчас компании и правительства уже говорят о том, что, может, не стоит вкладывать деньги в людей, которые будут работать на людей, а просто отдать эти деньги людям.

Это означает вот что: будет стандартная зарплата от правительства – деньги, которых будет хватать на базовую жизнь, на то, чтобы не умереть. Это деньги на оплату жилья, покупку еды, закрытие простых базовых потребностей. Их будет платить именно правительство. Сейчас, во время коронавируса, многие правительства проводят эксперименты в этой сфере. Мы не знаем, как человек отреагирует на деньги, которые будут приходить ему просто так каждый месяц.

С одной стороны, социологи говорят, что люди сразу же купят алкоголь. Но мы понимаем, что это меньшинство, к которому просто нужен другой подход. Другая сторона этого эксперимента – люди стали делать то, что им действительно нравится. Возросло число волонтеров, которые помогают нуждающимся старикам. Каждый начал искать цель своей жизни. И это один из сценариев, развитие которого мы увидим и который изменит нас уже в ближайшем будущем.

На ремарку о том, что все это похоже на Советский Союз, могу ответить, что данная ситуация помещена в другое измерение. Там был политический режим. Сейчас другое время, культура, уровень просвещенности общества, уровень его зажиточности. Сейчас это добрая воля правительства. Здесь играют роль очень много факторов.

  • Будет ли Третья мировая война и восстание машин

Это утрированные варианты развития событий. Война ухудшает множество вещей. История показывает, что война всегда приносила новый радикальный режим, новую систему и новую власть. У победивших и проигравших были свои взгляды.

Наша цивилизация делает все, чтобы избежать войны. Мы же знаем, что сейчас война будет катастрофической. Посмотрите, как живут люди: мы даже не готовимся к возможным перебоям с подачей электроэнергии. А интернет? А вы можете представить, что однажды будут перебои с водой? Нам сейчас абсолютно не нужна война.

Каковы основные тренды в модной индустрии. Фото: пресс-служба Creascope

Каковы основные тренды в модной индустрии. Фото: пресс-служба Creascope

  • Каковы основные тренды в модной индустрии

Несколько лет назад лидеры модной индустрии говорили о том, что мода мертва. Но это одна из основных индустрий, которая загрязняет окружающую среду. Решать эту проблему нужно, начиная с самих себя.

Одежду, которую мы носим, начали производить в Китае в 80-х и 90-х. Сейчас рынок Китая очень дорогой. Там растет средний класс, а значит, производство в Китае начинает дорожать. В результате производство переносится в Бангладеш. Но ведь это же мы делаем такое с этими странами. Раньше люди там были счастливее, у них был небольшой дом, корова, ослик, радостные дети. Мы же сделали их рабами нашей цивилизации. И все из-за нашего эгоизма, потребности в дешевых продуктах. Мы продолжаем этим заниматься, покупая очередное платье или пару обуви. Но это уже выходит из моды.

Наверное, следующая мода будет требовать, чтобы у женщины было одно платье, которое она может надеть по нескольким поводам. Возможно, новая мода будет делать акцент на аксессуарах, с помощью которых можно будет раскрыть свою креативность.

Если посмотреть на историю, то мода всегда была разной. Это постоянная смена старых нарядов для новых поколений. Старый жакет бабушки был переделан так, чтобы он подходил внучке. Костюм дедушки становился меньше, чтобы быть впору внуку. Мы постоянно занимались редизайном нарядов, но нарядов, которые уже существовали на рынке. Конечно, качество тогда было выше: натуральный хлопок, шерсть. У таких тканей был срок использования. Сейчас же у нас множество искусственных тканей, с которыми мы потом не знаем, что делать.

Ваша одежда – это вопрос уровня вашего интеллекта и информированности, вашего места в обществе. Это то, как вы проявляете моду.

  • Как бизнесу следовать за трендами

Сегодня все очень многогранно. Сейчас все эти тренды — от ретро до художественной фантастики, от фильмов Netflix до Бродвея, от известных дизайнеров до небольших локальных мастеров. Мы превратились в огромный хаос. Но самое важное для бизнеса – поиск своей цели как компании. И чтобы эта цель отвечала ценностям потребителей. Нужно выигрывать не с точки зрения маркетинга, а с точки зрения ценностей.

Комментарии

Как сделать новый вид спорта. Интервью с основателем Battle Mile Юрием Поднебесным

Легенда. Виктор Марущенко о современном фотоискусстве

Без табу. Анжела Запорожец об индустрии товаров для взрослых