Vukojebina — проект Николая Карабиновича о границе, которую западный мир до сих пор устанавливает между собой и «дикарями».
В зале персональной выставки Николая Карабиновича в PinchukArtCentre расположились две пары совокупляющихся волчьих чучел, громко раздается лирический хит Джорджа Майкла Careless Whisper. Одна из стен украшена неоновой надписью Vukojebina, значение которой считывается благодаря откровенной наглядности инсталляции и сходству славянских языков. Обращаясь к таксидермии и медиаматериалам и от входа приглашая своего зрителя к толкованию ряда метафор, художник размышляет над парадоксами современного гуманизма и шатким положением общества, существующего на воображаемой границе цивилизованного мира.

Николай Карабинович. Фото: Maksym Bilousov / предоставлены PinchukArtCentre
Самосознание западного человека основывается на противопоставлении цивилизации состояниям варварства и дикости. Этот принцип прослеживается еще со времен античности, трансформируясь в процессе распространения христианства и в эпоху колонизации мира европейцами. И сохраняется даже сегодня, наследуя установленные Просвещением оппозиции между образованным, эмансипированным человеком и темным, управляемым предрассудками и пересудами невеждой.
Фото: Maksym Bilousov / предоставлены PinchukArtCentre
Уже у греков было несколько трактовок жизненного мира — ойкумены, а именно «географическое» обозначение всей известной им части земной поверхности и «культурное» восприятие Греции — Эллады, окруженной варварскими племенами. Человек цивилизации проводил границу между освоенным и организованным им пространством и его антиподом — территорией хаоса, животного произвола, деспотизма, отсутствия законов и правил приличия. Он обращался к нецивилизованному другому со страхом, ощущением сожаления или насмешкой, исследовательским интересом, миссионерским пафосом или колонизаторской рациональностью. А иногда и с наивной романтической ностальгией по утраченным идиллической простоте и гармонии родственной с природой жизни. Казалось бы, современная глобализация должна стереть эти границы, устанавливая единые стандарты гуманного отношения к человеку.

Фото: Maksym Bilousov / предоставлены PinchukArtCentre
Основополагающим для западного гуманизма является вопрос о том, что качественно отличает человеческое существо от представителей других видов. Впрочем, определение границы между человеческим и животным никогда не было чем-то самоочевидным и однозначным. Фридрих Шиллер писал, что человек освобождается от бремени своей животности и порывает с насильственными общественными формациями благодаря усвоению культурных образцов.

Фото: Maksym Bilousov / предоставлены PinchukArtCentre
Культура начинается с обуздания, преобразования и предоставления человеком формы природной непосредственности снаружи и внутри себя: с внедрения брачной системы и правил сексуального поведения, триумфа архитектурных форм над гравитацией и одежды над климатическими условиями, перехода от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, изобретения рецептов и столовых приборов для еды.

Фото: Maksym Bilousov / предоставлены PinchukArtCentre
Однако несмотря на значительные результаты ни одной религиозной или светской системе воспитания не удалось создать своего идеального человека, поэтому радикальное противопоставление естественного духовному пока выглядит сомнительным проектом. Целесообразнее говорить о сосуществовании средств, возбуждающих и раскрывающих животную часть человеческого существа, и таких, которые ограничивают ее, делая нашу совместную жизнь осознанной.

Фото: Maksym Bilousov / предоставлены PinchukArtCentre
Вопреки утвержденному международными институтами определению человечности и всемирной циркуляции однородного культурного продукта наибольшее массмедийное освещение получают именно боль, унижение или преждевременная смерть представителей западного мира. Формальное принятие просветительского словаря прав человека не гарантирует их фактического соблюдения, а это каждый раз бросает вызов перспективам западного гуманизма. Оптимистичные теории постепенного преобразования мира в конфедерацию товарищеских наций или наднациональную торговую структуру показали свою обманчивость и поспешность, а между государствами и регионами сохраняются цивилизационные разрывы и конфликты.

Фото: Maksym Bilousov / предоставлены PinchukArtCentre
Стигматизация культурного Другого до сих пор цинично озвучивается даже лидерами флагманских демократий. Николай Карабинович вспоминает речь Дональда Трампа, который назвал определенные развивающиеся страны, пренебрежительным термином "shithole countries". Пользуясь привычной для себя стратегией мобилизации страхов электората перед иммигрантами, Трамп вернулся к воображаемым линиям между ойкуменой цивилизованного запада и его полуварварским окружением, в частности восточноевропейскими государствами.

Фото: Maksym Bilousov / предоставлены PinchukArtCentre
В качестве названия своей выставки Карабинович использует хорватское соответствие некорректных реплик президента США — "vukojebina", то есть место, где совокупляются волки, или глухая местность вне культуры. Чучела хищников иронично раскрывают содержание стереотипа о диких чащах, в которых протекает жизнь незападного человека, однако критическая сила высказывания художника катализируется в видеоинсталляции, скрытой в следующей комнате.

Фото: Maksym Bilousov / предоставлены PinchukArtCentre
На заимствованных из интернета документальных кадрах зафиксирована украинская женщина, которая застряла в заборе, преодолевая границу между Украиной и ЕС. Такие жизненные сюжеты, например, эмиграция молодежи из-за ощущения общей бесперспективности, «заробитчанство», контрабанда и международные коррупционные скандалы, пронизывают украинское пространство, указывая на его проблемное социоэкономическое положение и сложные отношения с соседями. Припоминаются и видеозаписи с потасовками в очередях в секонд-хендах с непременным названием «Одежда из Европы» — битвами за вторую, культурную кожу, прикрывающую наши природные тела. Между зрителем и экраном простирается неоновая лента, которая воспроизводит старую границу между Австро-Венгерской и Османской империями, — символ скоротечности любых границ и метрополий.

Фото: Maksym Bilousov / предоставлены PinchukArtCentre
В ноябре 2013 года украинское общество взорвалось волной протестов из-за сворачивания властями курса на евроатлантическую интеграцию. Одним из первых революционных лозунгов стали слова «Украина — это Европа!», а линия фронта на Донбассе нередко называется местом столкновения западных прогрессивных ценностей и современного восточного деспотизма — антигуманного «русского мира». Впрочем, как и во время Хотинской битвы 400 лет назад, геополитическое положение Украины сегодня не является определенным. К сожалению, отечественный еврооптимизм нередко закрывает глаза на многочисленные острые социальные проблемы, существование которых отделяет Украину от европейского пространства.

Фото: Maksym Bilousov / предоставлены PinchukArtCentre
Карабинович напоминает, что гуманизация как дорога к достойной жизни — это не только уверенное провозглашение себя частью Европы, но и кропотливая работа по реформации собственных гражданских отношений. Пренебрежение культурой — зыбким сооружением, отделяющим человека от животного, или выбор в пользу «особого пути» ведут только в глушь с волками. Становление европейцами требует ценностного прогресса, дистанцирования от животных порывов в пользу уважения сограждан и самих себя. Кажущаяся самоидентификация с фантомом западного мира — это путь к закономерной фрустрации от недостаточной поддержки со стороны ожидаемых союзников к выслушиванию высокомерных реплик от одиозных политиков.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора