Во время заседания правительства 17 июля глава Кабмина Владимир Гройсман заявил, что он и его партия стали жертвами бесчестных предвыборных кампаний.
«На протяжении последних нескольких недель была запущена грязная технологическая игра, которая заполонила средства массовой информации и социальные сети», – сказал Гройсман.
Премьер сообщил, что собрал информацию о десятках интернет-аккаунтов, которые финансируются из различных источников, причем не из фондов избирательных кампаний, что является нарушением закона.
За день до этого киевская аналитическая платформа VoxUkraine и компания Artellence, специализирующаяся на обработке больших массивов данных (BigData), опубликовали свое исследование, посвященное активности ботов на страницах популярных украинских политиков и медиа в сети Facebook. Результаты этого исследования объясняют низкую популярность Гройсмана в украинском Интернете.
До сих пор никто серьезно не изучал взаимоотношения политиков и ботов.
В Artellence рассказали, что разработали алгоритм для машинного обучения, с помощью которого они проанализировали открытую информацию из украинского сегмента Facebook. Она позволила определить ботов. При анализе учитывалась информация профилей пользователей, а также комментарии. В поле зрения алгоритма попали только те, кто оставил более 10 комментариев по политическим вопросам.
С помощью алгоритма также удалось определить, какие страницы эти подозрительные пользователи «лайкали» и комментировали.
Artellence выделила три типа ботов в зависимости от их отношения к политиками и политическим партиям.
Фаны. Юлия Тимошенко была единственным политиком, у которого число положительных комментариев превысило негативные – из 24,364 тыс. таких оказалось 11,246 тыс. (46%).
Хейтеры. Те, кто оставлял негативные комментарии о политиках. Почти 87%, или 27,8 тыс. из 31,926 тыс., комментариев, которые оставили боты о Владимире Гройсмане, были негативными. Непопулярным был и музыкант, лидер партии «Голос» Святослав Вакарчук. Негативные комментарии о нем оставляли в 85% случаев (29,039 тыс. из 34,04 тыс.).
Актуализаторы. Боты, которые оставляли нейтральные комментарии. Их цель – повысить узнаваемость политиков и политических партий. Они не хвалили и не критиковали, а лишь сообщали определенные факты. Большинство таких комментариев касались Владимира Зеленского (128,365 тыс.) и Петра Порошенко (97,171 тыс.). Эти политики упоминаются в 28% комментариев ботов.
Исследование вскрыло еще один ряд интересных фактов. Большую часть критичных комментариев в адрес Владимира Зеленского написали 10,824 тыс. из 27,926 тыс. наиболее активных ботов.
А самыми лояльными оказались боты лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко. Они писали только о ней и почти не упоминали других политиков. При этом боты Тимошенко были самыми активными и оставляли позитивные комментарии в 46% случаев.
А вот у Владимира Гройсмана не было армии ботов. В результате его повсеместно «ненавидели» боты-критики и боты-комментаторы. У него самый высокий процент хейтеров (589, или 87% от общего количества его регулярных комментаторов). Все они писали о нем только в негативном свете.
Нина Янкович из Института Кеннана Международного центра Вильсона недавно заявила в своем выступлении перед американскими законодателями, что дезинформация распространяется через «закрытые» или «секретные» группы в Facebook и зашифрованные мессенджеры. 10 июля она сказала, что социальные медиа-платформы, журналисты и исследователи малоспособны отслеживать потоки информации. А потому такие группы все чаще используются для кампаний по дезинформации.
Гройсман заявил, что он стал жертвой такой кампании. Правда, за четыре дня до выборов это, похоже, никому не интересно.