Проект госбюджета-2021: на прорывы и стремительный рост экономики правительство не рассчитывает

Фото предоставлено партнером

Фото предоставлено партнером

Эксперты Ради інституційних реформ (РІР) считают, что представленному проекту государственного бюджета на 2021 год не хватает стратегического подхода. Документ в основном декларативный, многие его ключевые показатели базируются на предположениях, а не на аналитических выкладках.

Эксперты РІР изучили основные направления проекта государственной сметы. В частности, он предусматривает, что в 2021 году:

  • ВВП составит 4,5 трлн грн, а его рост достигнет 4,6%
  • Доходы будут на уровне 1071 млрд грн (92,3 млрд грн к плану 2020 года)
  • Расходы — 1350 млрд грн
  • Среднемесячная зарплата в Украине составит 13,6 тыс грн
  • Потребительская инфляция — 7,3%
  • Государственный долг в соотношении к ВВП — 64,6%

Авторы проекта бюджета-2021 планируют, что курс доллара в Украине в течение года вырастет до 29,1 грн. Прежде всего в глаза бросается то, что расходы превышают доходы. Дефицит предложенного варианта бюджета составляет 270 млрд грн — однако это меньше, чем в бюджете 2020 (-298 млрд грн).

Telegram Logo

Финансировать «дыру» Минфин планирует преимущественно за счет выпуска облигаций внутреннего государственного займа, помощи от МВФ и других кредиторов, а также выпуска евробондов. Эксперты РІР предполагают, что правительство таки «запустит станок», поэтому дополнительной эмиссии гривны не избежать. На это указывают запланированные показатели курса доллара, а также потребительской инфляции — 7,3%.

Учитывая нынешний локдаун, связанный с введением карантина, а также начало экономического кризиса, прогноз Кабмина на 2021 выглядит довольно пессимистичным.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Что касается роста ВВП на 4,6% (кстати, в МВФ этот показатель прогнозировали на уровне 1,1%), в РІР отмечают, что в первом полугодии 2020 года его падение уже составляет 5,9%. К концу года темпы падения ВВП могут замедлиться за счет оживления деловой активности. Это позволит уже в 2021 году достичь реального роста ВВП по сравнению с докризисным 2019 годом.

Но с другой стороны, Украина рискует потерять немалую долю валютных доходов от экспорта аграрной продукции, поскольку в этом году страна собрала самый низкий урожай зерновых культур за последние годы (падение составляет 10%). Для аграрно-ориентированной экономики подобное уменьшение урожайности существенно скажется на показателях ВВП.

Министр финансов Сергей Марченко пояснил в интервью одному из национальных изданий, за счет чего будет расти ВВП: «В первую очередь, за счет эффективности администрирования внутреннего и импортного НДС. Мы считаем, что там есть (как показывает этот год) существенные возможности детенизации, работы по схемными кредитам, скрутками и так далее. Поэтому основной прирост поступлений будет именно по этим налогам».

Мы постоянно указываем на неэффективность налоговой и антикоррупционной политики правительства, на то, что нам нужны реформы в системе налогового администрирования. В течение года мы неоднократно обращались в Кабмин с соответствующими инициативами. Но в ответ получали отписки. Что же должно произойти такого в следующем году для выхода бизнеса из тени и увеличения поступлений от НДС? Не понятно.

Если говорить о бюджетном финансировании ряда отраслей, то здесь картина выглядит тождественной 2020 года. Приятным исключением в проекте является увеличение расходов на образование в части доплаты зарплат учителям +21,2 млрд грн. Зато предусмотренные 2,6 млрд грн на вакцинацию от коронавируса вызывают удивление. Похоже, что гражданам, нуждающимся в доступной вакцине, рассчитывать на государство не придется.

На программу «Большая стройка» (развитие дорожной инфраструктуры) проект бюджета предлагает выделить 150 млрд грн (+20,7 млрд грн). Также позитивным пунктом документа можна назвать планы по финансированию цифровизации отраслей экономики — Кабмин предлагает заложить в бюджет 2,9 млрд грн. на реализацию этой программы. Это сократит время граждан на получение множества справок и выписок и вцелом уменьшит бумажный оборот.

А вот программы поддержки малого и среднего бизнеса, на которые правительство хочет выделить 12 млрд грн (в том числе на компенсацию процентов по кредитам для малого и среднего едпринимательства — 2 млрд грн), выглядят недостаточными. Похоже, что программа доступных кредитов «5-7-9» и в 2021 году останется декларативной.

Тревогу вызывает и значительное увеличение финансирования некоторых новосозданных правоохранительных органов. Например, ГБР получит 2,48 млрд грн (+75,4%), НАБУ – 1,06 млрд грн (+15,3%), БЭБ – 1 млрд грн, а офис Генпрокурора – 9,5 млрд грн. Зато на работу Государственной налоговой службы правительство предлагает выделить только 0,52 млрд грн (вместе с БЭБ – 1,52 млрд грн). Это вдвое меньше, чем ГНС получила в текущем году.

«Анализируя основные показатели проекта бюджета-2021, видим, что ни на какие прорывы и стремительный рост экономики правительство не рассчитывает. Отдельно хотим обратить внимание на чрезмерное финансирование ряда правоохранительных и следственных органов типа ГБР, НАБУ и БЭБ. Таким образом, вместо реформирования налоговой системы, которая должна стимулировать развитие бизнеса, авторы проекта делают акцент на ее карательной и фискальной функциях. Это недальновидный подход», — констатирует Александр Кучеренко, член правления Рады институциональных реформ.

Официальный паблик Ради інституційних реформ в Facebook: https://www.facebook.com/radainreform

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости