Facebook Pixel

Проект госбюджета-2021: на прорывы и стремительный рост экономики правительство не рассчитывает

Автор

Эксперты Ради інституційних реформ (РІР) считают, что представленному проекту государственного бюджета на 2021 год не хватает стратегического подхода. Документ в основном декларативный, многие его ключевые показатели базируются на предположениях, а не на аналитических выкладках.

Эксперты РІР изучили основные направления проекта государственной сметы. В частности, он предусматривает, что в 2021 году:

  • ВВП составит 4,5 трлн грн, а его рост достигнет 4,6%
  • Доходы будут на уровне 1071 млрд грн (92,3 млрд грн к плану 2020 года)
  • Расходы — 1350 млрд грн
  • Среднемесячная зарплата в Украине составит 13,6 тыс грн
  • Потребительская инфляция — 7,3%
  • Государственный долг в соотношении к ВВП — 64,6%

Авторы проекта бюджета-2021 планируют, что курс доллара в Украине в течение года вырастет до 29,1 грн. Прежде всего в глаза бросается то, что расходы превышают доходы. Дефицит предложенного варианта бюджета составляет 270 млрд грн — однако это меньше, чем в бюджете 2020 (-298 млрд грн).

Финансировать «дыру» Минфин планирует преимущественно за счет выпуска облигаций внутреннего государственного займа, помощи от МВФ и других кредиторов, а также выпуска евробондов. Эксперты РІР предполагают, что правительство таки «запустит станок», поэтому дополнительной эмиссии гривны не избежать. На это указывают запланированные показатели курса доллара, а также потребительской инфляции — 7,3%.

Учитывая нынешний локдаун, связанный с введением карантина, а также начало экономического кризиса, прогноз Кабмина на 2021 выглядит довольно пессимистичным.

Что касается роста ВВП на 4,6% (кстати, в МВФ этот показатель прогнозировали на уровне 1,1%), в РІР отмечают, что в первом полугодии 2020 года его падение уже составляет 5,9%. К концу года темпы падения ВВП могут замедлиться за счет оживления деловой активности. Это позволит уже в 2021 году достичь реального роста ВВП по сравнению с докризисным 2019 годом.

Но с другой стороны, Украина рискует потерять немалую долю валютных доходов от экспорта аграрной продукции, поскольку в этом году страна собрала самый низкий урожай зерновых культур за последние годы (падение составляет 10%). Для аграрно-ориентированной экономики подобное уменьшение урожайности существенно скажется на показателях ВВП.

Министр финансов Сергей Марченко пояснил в интервью одному из национальных изданий, за счет чего будет расти ВВП: «В первую очередь, за счет эффективности администрирования внутреннего и импортного НДС. Мы считаем, что там есть (как показывает этот год) существенные возможности детенизации, работы по схемными кредитам, скрутками и так далее. Поэтому основной прирост поступлений будет именно по этим налогам».

Мы постоянно указываем на неэффективность налоговой и антикоррупционной политики правительства, на то, что нам нужны реформы в системе налогового администрирования. В течение года мы неоднократно обращались в Кабмин с соответствующими инициативами. Но в ответ получали отписки. Что же должно произойти такого в следующем году для выхода бизнеса из тени и увеличения поступлений от НДС? Не понятно.

Если говорить о бюджетном финансировании ряда отраслей, то здесь картина выглядит тождественной 2020 года. Приятным исключением в проекте является увеличение расходов на образование в части доплаты зарплат учителям +21,2 млрд грн. Зато предусмотренные 2,6 млрд грн на вакцинацию от коронавируса вызывают удивление. Похоже, что гражданам, нуждающимся в доступной вакцине, рассчитывать на государство не придется.

На программу «Большая стройка» (развитие дорожной инфраструктуры) проект бюджета предлагает выделить 150 млрд грн (+20,7 млрд грн). Также позитивным пунктом документа можна назвать планы по финансированию цифровизации отраслей экономики — Кабмин предлагает заложить в бюджет 2,9 млрд грн. на реализацию этой программы. Это сократит время граждан на получение множества справок и выписок и вцелом уменьшит бумажный оборот.

А вот программы поддержки малого и среднего бизнеса, на которые правительство хочет выделить 12 млрд грн (в том числе на компенсацию процентов по кредитам для малого и среднего едпринимательства — 2 млрд грн), выглядят недостаточными. Похоже, что программа доступных кредитов «5-7-9» и в 2021 году останется декларативной.

Тревогу вызывает и значительное увеличение финансирования некоторых новосозданных правоохранительных органов. Например, ГБР получит 2,48 млрд грн (+75,4%), НАБУ – 1,06 млрд грн (+15,3%), БЭБ – 1 млрд грн, а офис Генпрокурора – 9,5 млрд грн. Зато на работу Государственной налоговой службы правительство предлагает выделить только 0,52 млрд грн (вместе с БЭБ – 1,52 млрд грн). Это вдвое меньше, чем ГНС получила в текущем году.

«Анализируя основные показатели проекта бюджета-2021, видим, что ни на какие прорывы и стремительный рост экономики правительство не рассчитывает. Отдельно хотим обратить внимание на чрезмерное финансирование ряда правоохранительных и следственных органов типа ГБР, НАБУ и БЭБ. Таким образом, вместо реформирования налоговой системы, которая должна стимулировать развитие бизнеса, авторы проекта делают акцент на ее карательной и фискальной функциях. Это недальновидный подход», — констатирует Александр Кучеренко, член правления Рады институциональных реформ.

Официальный паблик Ради інституційних реформ в Facebook: https://www.facebook.com/radainreform

Поблагодарить 🎉