Facebook Pixel

Андрей Гмырин: «Темпы восстановления экономики зависят от отношений между бизнесом и государством»

Автор


18 мая 2020, Киев - В своем блоге на Лига.net доцент Университета Государственной фискальной службы Украины Андрей Гмырин, который исследует тему реформирования отечественной налоговой системы, поделился своим видением о реанимации украинской экономики после карантина.

Эксперт привел несколько прогнозов по изменению в 2020 году ВВП Украины — одного из самых характерных показателей состояния экономики.

  • Прогноз украинского правительства. Во время принятия закона №3279-д от 11.04.2020 по корректировке госбюджета было спрогнозировано, что украинский ВВП в этом году упадет на 4,8% (напомню, в докризисный период ожидался рост на 3,7%);
  • Прогноз МВФ — падение ВВП на 7,7% с восстановлением роста в 2021 на 3,6%.
  • Прогноз аналитиков J. P. Morgan - падение на 5,1% с восстановлением роста в 2021 году на 6,3%.

«Уверен, что прогноз МВФ является несколько заниженным из-за его субъективности. Ведь главным фактором изменения ВВП эта организация видит в получении Украиной очередного транша, от самого МВФ. Наиболее вероятный показатель находится где-то посередине между правительственным прогнозом и прогнозом J.P. Morgan», — подчеркнул Андрей Гмырин.

Для того, чтобы восстановление экономики происходило более высокими темпами, эксперт предлагает органам власти по окончании карантина сконцентрироваться на следующем:

1. Ввести доступные кредитные программы

«Банковский сектор текущий кризис переносит удовлетворительно. В отличие от 2008-го и 2014 не было массовых банкротств банков и рефинансуваний со стороны государства. Учетная ставка НБУ была беспрецедентно снижена до 8%, что было бы невозможно при «больной» банковской системе. И это — благоприятная почва для начала внедрения национальных кредитных программ. Обеспечение доступных кредитов для бизнеса и граждан является критически необходимым при существующей нехватке ликвидности и отсутствия оборотного капитала», — отмечает эксперт.

Андрей Гмырин подчеркивает, что при отсутствии источников финансирования любое предприятие сосредоточится на сокращении расходов и тотальной экономии. Экономить будут и граждане, которые в период карантина получали, в лучшем случае, 75% своих доходов.

«О каком росте экономики в таких условиях может идти речь? — говорит доцент Университета Государственной фискальной службы Украины. — По условиям прогнозируемой инфляции в 7% указанное увеличение денежной массы не повлечет критических негативных последствий. Кроме того, следует учитывать, что согласно консенсус-прогнозу Минэкономики на 2020-2021 годы, падение инвестиций в 2020 году составит 14,8%. При таком весомом падении инвестиций именно государство должно взять на себя роль главного инвестора».

2. Поощрять предпринимателей к восстановлению и созданию рабочих мест

Сегодня уровень безработицы в Украине оценивается в 10,1%. На рост этого показателя повлияли как сокращение штата предприятий в связи с невозможностью работы в период карантина, так и возвращения из-за границы «заробитчан». Теперь перед государством стоит задача не просто восстановить потерянные рабочие места, но и создать новые. Очевидно, государственный сектор не в состоянии в короткие сроки создать необходимое количество новых рабочих мест, следовательно снова вся надежда на бизнес. Из этого следует и необходимость либерализовать подход к уплате «зарплатных» налогов, прежде всего ЕСВ.

«Законопроектом №3329-д от 30.04.2020 предусматривается освобождение ФЛП от уплаты ЕСВ до 31.05.2020, что логично, но не достаточным! — считает Андрей Гмырин. — Отсрочку уплаты указанного налога необходимо продлить до конца 2020 года. При этом отчет о принятии нового работника нужно оставить и привязать к нему получения автоматической льготы. Например, при приеме на работу нового сотрудника, сверх предыдущей штатной численности, — предприятие должно получить льготные условия кредитования со ставкой ниже 5-7-9% ».

3. Диджитализировать сервисы и уменьшить бюрократию

Законопроектом №3329-д от 30.04.2020 предусмотрено значительное упрощение бюрократических процедур, связанных с регистрацией ФОП. Эксперт считает этот шаг правильным, а карантин — хорошим поводом для тестирования дистанционных сервисов.

«Считаю, этот тренд должен сохраниться, а контакты предпринимателей с чиновниками — свестись к минимуму. В комплексной программе реформирования налоговой системы Украины «От нестабильности в гармонии», которую я разработал вместе с экспертами Ради інституційних реформ, предусмотрено создание цифровой, удобной и понятной для предпринимателей, информационно-аналитической системы, единой для Налоговой и Таможенной служб, Службы финансового мониторинга, Службы финансового аудита и Службы финансовых расследований. Благодаря единой системе этих ведомств появится возможность доступа как предпринимателей так и контролирующих органов к необходимой информации и сервисов, выявление без участия человека потенциально рискованных транзакций. То есть бюрократический и коррупционный фактор будет сведен к минимуму, что очень важно при восстановлении экономики», — подчеркнул Андрей Гмырин.

4. Использовать бюджетные средств для стимуляции развития предпринимательства

Эксперт считает, что часть налоговых поступлений от бизнеса может использоваться для финансирования критически важных сфер экономики. Например, было бы целесообразно принять бюджетное правило, согласно которому 2% от уплаченного бизнесом НДС направлять исключительно на финансирование льготного кредитования для того же самого бизнеса. «Отношения государства и предпринимателей должны быть взаимовыгодными. Это приведет к восстановлению и развитию предприятий, увеличение оборотов бизнеса, и, как следствие, к увеличению уплаты тех же налогов в ближайшем будущем», — подчеркнул Андрей Гмырин.

Поблагодарить 🎉