Большая тройка мобильных операторов отчиталась о своих финансовых показателях за период с апреля по июнь этого года. Всем им есть чем похвалиться: доходы с абонента растут, а их отток, несмотря на появление услуги переноса номера, незначителен. Более быстрый интернет заставляет абонентов тратить больше, и так будет дальше, отмечают эксперты.
Доходы за этот период росли у всех сотовых операторов, однако больше всего денег получил «Киевстар». Его общий доход вырос на 24,4% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года – до 5,6 млрд грн, говорится в квартальном отчете оператора. «Vodafone Украина» за этот же период получила выручку в 3,8 млрд грн, что на 20,7% больше, чем в прошлом году. Наименьший доход у lifecell — 1,5 млрд грн. Он вырос на 16,1%
В своих отчетах операторы дают разные финансовые показатели. Поэтому полноценно сравнить их финансовую эффективность сложно, говорит советник первого вице-премьер-министра по цифровой экономике Елена Минич. Но можно констатировать, что зарабатывать они стали больше.
Показатель EBITDA у «Киевстара» за этот период вырос на 46,8% — до 3,6 млрд грн, а у lifecell – на 41,7%, до 798,8 млн грн. Маржа «Киевстара» возросла до 65%, а у lifecell — почти до 54%. Правда, Минич отмечает, что такое значительное улучшение показателей объясняется изменениями методики финансовой отчетности операторов с 1 января этого года.
Vodafone в своем отчете отобразил показатель OIBDA – он вырос на 13,8% в годовом исчислении и достиг 2 млрд грн. Маржа составила 51,7%.
Сколько операторы зарабатывают на каждом из нас
Во втором квартале своих клиентов теряли «Киевстар» и lifecell. У «Киевстара» абонентская база уменьшилась до 26,2 млн, а у lifecell — на 1,4%, до 6,8 млн. Как объяснил управляющий партнер консалтинговой группы E&C Анатолий Фроленков, отток связан с отказом клиентов от второй SIM-карты. При этом он уточняет, что обычно это не самая платежеспособная аудитория.
У Vodafone показатель абонентской базы в сравнении с первым кварталом этого года остался неизменным — 19,6 млн.
«Последний квартал, показал, что услуга переноса номера, которая заработала в мае, пока не страшна ни одному из операторов», – говорит Минич.
По ее словам, существенно она может сказаться на основном доноре абонентов — «Киевстаре» — лишь в том случае, если отток составит 1–2% базы корпоративных клиентов (10–20 тыс.). Ведь доход с одного абонента (ARPU) у них в разы выше, чем у пользователей предоплаченных сервисов.
Пока самый низкий ARPU у lifecell. За год он вырос на 27,3%, – с 41,7 до 53,1 грн. У Vodafone он увеличился на 17,3% (с 52 грн до 61 грн). А у «Киевстара»– на 26,9% (с 51 до 66 грн). По прогнозам Фроленкова, это показатель продолжит рост и в следующем квартале.
Как будут расти доходы дальше
Согласно отчетности Vodafone, доходы компании росли в основном благодаря 4G-трафику. В среднем 4G-клиент Vodafone использовал 7,7 ГБ в месяц — это вдвое больше, чем используют 3G-клиенты. Общий объем интернет-трафика за год также увеличился вдвое.
Та же картина и у других операторов. В lifecell активная 3-месячная база пользователей широкополосного Интернета на базе 4G на конец квартала составила 40% от всех пользователей дата-услуг. Как следствие, среднее потребление дата-трафика за год выросло на 89%, отмечается в отчете оператора. В «Киевстаре» объем потребления цифрового трафика вырос на 84%, в среднем абонент передавал 3,3 ГБ в месяц.
Росли доходы также за счет тарифной политики, говорит Фроленков.
«Vodafone регулярно изменял стоимость тарифов, у lifecell они то увеличивались, то уменьшались, у «Киевстара» более «ровно» с тарифами», — подчеркнул он.
В следующем квартале эксперты прогнозируют продолжения роста доходности операторов. «Это будет повторение динамики лета, плюс еще сезонная кривая – осенью обычно все растет. Соответственно доходы могут быть чуть больше», – считает Фроленков.
«Но больше всего выиграет тот, кто быстрее покроет своей сетью 4G оставшиеся города, потому что в дальнейшем ожидается не только увеличение покрытия, но увеличение количества смартфонов у населения», – добавляет Минич.