
Фото: УНИАН
Львов — один из самых успешных городов Украины. Ежегодно его посещают более 2 миллионов гостей, и 9 из 10 желают вернуться вновь. Как сделать из города туристическую картинку, отстроить инфраструктуру, стать домом для западных ИT-компаний и любимцем инвесторов, а также начать сортировать мусор, как это делают в странах ЕС, в эксклюзивном интервью рассказал мэр Львова Андрей Садовой.
— Как вам удалось сделать Львов крупным туристическим центром?
Сегодня мы имеем до 2,5 миллионов туристов. Каждый оставляет ежедневно ориентировочно $85, а приезжает во Львов на два с половиной дня. Итак, получается порядка $500 миллионов.
— У нас исторически есть очень много вещей, которые хочет видеть мир. Это надо понять самим: Украина имеет огромный туристический потенциал. Но почему-то у власти никогда не было понимания и умения это использовать. Мы во Львове это смогли. В 2006 году, когда я начал работать мэром, было около 100 тысяч туристов, а сегодня имеем до 2,5 миллионов. И тут надо считать, потому что каждый турист оставляет ежедневно ориентировочно $85, а приезжает во Львов на два с половиной дня. Получается около $500 миллионов.
Таким образом в Украине можно создать миллионы новых рабочих мест и сделать это достаточно быстро; и вообще объединить страну. Если вы посмотрите на то, как Львов соединен с городами Украины и городами мира, будете шокированы. Потому что из Львова есть только одно авиасообщение в украинский город – Киев. И со Львова есть десятки рейсов заграницу: семь в польские города, также есть сообщение с Германией, Италией, Испанией, Англией. Поэтому мы смотрим на туризм как на экономику. Это рабочие места для жителей города. А что является критерием любого руководителя? Количество рабочих мест, которые он создал.
— А почему туристы едут именно во Львов?
— Потому что здесь есть ивенты, каждую неделю что-то происходит. Например, книжный форум. На нем зарабатывают издатели, отельеры, рестораторы, люди, которые делают сувениры. Leopolis Jazz Fest – сегодня это событие № 1 в Европе с точки зрения джаза. В этом году на фестиваль во Львов приехали выдающиеся музыканты – 40 статуэток «Грэмми». На фестиваль LvivMozArt, который организует дирижер оперы из Граца Оксана Линей, также приезжают знаменитости со всего мира. Но всем надо заниматься. Повторюсь: это экономика и рабочие места.
— Но во Львове и хорошая инфраструктура. Здесь красивые отели, великолепные рестораны. Что было первично – туристический спрос или инфраструктура?
Что такое во Львове ремонтировать дороги? 20% — это то, что видно, а 80% — коллекторы, которых не видно. Мы делаем все системно. Когда есть инфраструктура, есть и инвестиции. Инвестор не будет за свои деньги строить дорогу.
— Первичным было понимание возможности инвестиций в инфраструктуру: ремонты дорог, коллекторов, сетей. И мы в это вложили сотни миллионов. Нас мало кто понимал. Что такое во Львове ремонтировать дороги? 20% — это то, что видно, а 80% — коллекторы, которых не видно. В Украине часто такое не делают, ибо это не для пиара. А мы делаем все правильно, системно. В таком случае, когда есть инфраструктура, люди инвестируют средства, строят гостиницы, открывают рестораны. Инвестор не будет за свои деньги строить дорогу.
Тот же аэропорт – это наша гордость. Лучший аэропорт в Украине. Думаю, в этом году там уже будет до двух миллионов пассажиров. Я все это рассматриваю как возможность создавать рабочие места. Мы являемся крупнейшим партнером Европейского банка реконструкции и развития, который нам помогает. Сотрудничество с нами дает историю успеха, реализованные проекты. Фактически все то, что сделал сегодня Львов, можно масштабировать в рамках страны – результат будет очень положительным.
— Как вы считаете, есть ли такой потенциал у каждого украинского города?
— Есть, даже еще больший. Каждый украинец должен увидеть Полтаву, Харьков, Днепр. Или, например, Никополь, где было четыре Сечи. Я был на могиле Сирка в Никополе; там такая энергетика – просто фонит. Это надо видеть. Мы не знаем Украину. У меня в семье есть программа «Люби и знай свой родной край». Мы стараемся каждый месяц ехать куда-то в другой украинский город, чтобы увидеть его и познать. Я всем предлагаю делать так же. Внутренний туризм создает рабочие места, деньги остаются в стране.
— Может, стоит создать некий союз мэров?
— У каждого мэра очень много своих дел, которыми надо заниматься. Это должна быть ответственность на уровне правительства — заниматься развитием инфраструктуры и туризма, потому что это очень специфическая отрасль. Без государства очень трудно. Я помню, когда один министр говорил: «Не надо нам много железнодорожного сообщения, потому что это невыгодно – возить людей, это дотации». А как тогда объединять страну? Если люди между собой не общаются, как страна будет единой? Если не летают из одного города в другой, как развивать малый, средний бизнес? Смотрите примеры других стран. Надо ремонтировать дороги, в каждом областном центре должен заработать аэропорт с качественными сочетаниями, надо дать железной дороге новый драйв. Еще и закупать украинские вагоны, давать заказы украинским заводам на общественный транспорт, а не покупать в Турции, Беларуси, Польше. Надо здесь давать работу людям. Все должно работать в синергии, а для этого нужно государственническое видение.
— А как Львов стал IT-кластером? Здесь базируется много IT-компаний.
Почему IT-компаниям выгодно быть во Львове? Потому что здесь комфортно, есть хорошие рестораны, хорошее жилье, качественное соединение с миром. Главная задача власти– не мешать.
— А почему им выгодно быть во Львове? Потому что здесь комфортно, есть хорошие рестораны, хорошее жилье, качественное соединение с миром. Сегодня из Львова можно без проблем улететь в любую точку Европы. Главная задача власти – не мешать. Заходят новые компании, а с ними новые инвестиции. Компания Brookfield, которая инвестирует в IT-парк во Львове, – крупнейший девелопер мира. Они начинают строить IT-парк в этом году, а это еще плюс 14 тысяч новых рабочих мест будет создано в отрасли IT. Это мегаважно. Ближайший город, где есть Brookfield, – Берлин. Их нет в постсоветских странах, а во Львов они зашли.
— Децентрализация как-то повлияла на эти процессы?
— Что такое децентрализация? Мы получили возможность иметь немножко больше финансового ресурса. Но этот финансовый ресурс имеет свое назначение. Вы посмотрите на сегодняшнее состояние инфраструктуры: на дороги, сети, коммуникации, коллекторы. Часто это критическое состояние. В это надо инвестировать. Поэтому путь, который начался в 2015 году по вопросам децентрализации, надо продолжать. А здесь важно еще и делать изменения в самом восприятии местного самоуправления. Я сейчас, например, поддерживаю решение уменьшить количество депутатов Верховной Рады до 300. Я бы уменьшал количество депутатов в органах местного самоуправления. У нас много депутатов. Как вы думаете, почему люди хотят быть депутатами местных советов? Там за это деньги не платят.
— Не знаю.
Требуется перезагрузка правоохранительной системы. Чтобы бандиты были не в органах власти, а там, где они должны быть после приговоров судов.
— Потому что они хотят на этом что-то заработать. Поэтому надо уменьшить количество депутатов наполовину – уже будет большой плюс, я считаю. Мало кто об этом говорит, но сегодня до 80% городов находятся под влиянием криминалитета. Надо выдавливать этот криминалитет, а для этого необходима перезагрузка правоохранительной системы, чтобы полиция заработала, заработали специальные службы, чтобы бандиты были не в органах власти, а там, где они должны быть после приговоров судов.
— Но эти изменения возможны только на уровне государства.
— Только на уровне государства. Перед правительством и президентом стоят мегазадачи. Надо сделать то, что не делалось десятилетиями. Сегодня уникальная возможность, потому что есть доверие. Если люди доверяют, это все можно и нужно делать — все будут поддерживать.
— Скажите, а проблема с мусором, которая была, Львову больше не грозит?
— Вы знаете, после выборов поменялись руководители областной администрации, президент – давление было снято, проблемы нет. Мы начали рекультивацию полигона. Фактически, это самый большой полигон в европейском масштабе. Мы используем новые технологии. В этом году начинаем строить завод. Это будет первый завод в Украине. То, что мы пережили давление, и то, что была мусорная блокада, — сейчас этим занимаются специальные службы, проводится расследование. Они ужаснулись, когда увидели государственный масштаб блокировки Львова, где были задействованы сотни, тысячи чиновников, правоохранительные органы. И это все работало, чтобы нас задавить, чтобы унизить львовян. Я думаю, результаты расследования будут шокирующими.
— Горожане говорят, что сплотились, начали целыми домами сортировать мусор.
У нас много примеров, где люди сортируют мусор. Собираем пластик и перерабатываем его. Начинаем второй этап: отдельно будем собирать органику, отдельно — другие отходы. Фактически, Львов является пилотным городом. Приезжайте — мы расскажем.
— У нас очень много примеров (особенно там, где есть ОСМД), где люди, действительно, сортируют мусор. Сегодня мы начинаем второй большой этап: отдельно будем собирать органику, отдельно — другие отходы. Сейчас отдельно собираем пластик, перерабатываем его. В этом плане есть много инноваций. Фактически, мы являемся пилотным городом. Потом наш опыт можно будет использовать в других городах Украины. Ибо даже закон, который уже принят, обязывает всех сортировать мусор перед переработкой. И, собственно, мы готовы делиться нашим опытом со всеми городами. Приезжайте — мы расскажем. Это очень длинная дорога. Даже процессы проектирования, технология, которую лучше выбирать, – мы все на себе прошли.
— А где еще Львов на первом месте?
— Система ProZorro показывает, что большинство всех закупок в Украине происходят во Львове. Рекордные продажи: за метр недвижимости мы получаем ориентировочно $17 тысяч долларов. И это все идет в бюджет: можно финансировать образование, покупать новое оборудование. С точки зрения прозрачности, открытости для меня это вызов. Если можешь что-то сделать, то делай. Хотя львовяне, наверное, хотят лучшего, потому что мы видим Вену, Прагу, Барселону. Я смотрю на все как на возможность. Приезжаю в любой украинский город и я вижу, сколько там можно хорошего сделать, если есть хорошее управление и, собственно, если государство будет хотя бы немножко поддерживать. Сегодня для городов важна эта поддержка. Нужна стратегия государства на следующие 20-30 лет, и в той стратегии должны быть вписаны стратегии каждого города отдельно. Это государство должно делать глобально, чтобы мы все двигались в одном четком фарватере.
— Это будет сделано, как вы считаете?
— Я это буду делать, где бы я не работал, потому что мне это интересно. В 2000 году, еще перед тем, как идти работать мэром, я создал Институт развития города. Занимался стратегией города. Сейчас мне интересны вопросы стратегии государства, потому что я хочу, чтобы Украина была успешной. Тут надо смотреть, что я могу сделать, что вы можете сделать. Не ждать, что кто-то за нас это сделает. Есть желание, есть силы – вперед. Свои наработки буду давать всем желающим. Пожалуйста, делайте, внедряйте.
— А что может сделать каждый украинец сейчас?
Надо с себя начинать. Например, если в городе какие-то проблемы, то я виноват. Значит, я что-то не сделал, что-то не организовал; это моя проблема. Когда я так ставлю вопрос гораздо проще, нет крайних.
— На самом деле, начать с себя. Хочешь изменений – измени себя. Будь хорошим папой, имей время для своих детей, будь ответственным за своих родителей, уважай их, почитай, будь честным рабочим, не воруй, будь честным директором, вовремя плати людям зарплату, плати большую зарплату, вообще плати налоги. У нас же в государстве половина экономики находится в тени, а мы требуем, чтобы государство давало больше денег на различные отрасли. А мы не хотим платить налоги, понимаете? То есть надо с себя начинать. Если, например, в городе какие-то проблемы, то я виноват. Значит, я что-то не сделал, что-то не организовал; это моя проблема. Когда я так ставлю вопрос гораздо проще, нет крайних.