
Фото: УНИАН
Тридцатидвухлетний Владислав Криклий возглавил министерство инфраструктуры чуть меньше месяца назад. До этого он работал в сфере IT. А к транспортной отрасли он, по его собственному выражению, имел касательное отношение – под его руководством в Украине появился новый сервисный центр Министерства внутренних дел. Во время интервью он держался довольно уверенно, критиковал предыдущего министра за неосуществленные мечты и обещал уволить руководство «Укравтодора».
Разговор с министром мы записали во время форума Yalta European Strategy, чуть более недели назад. А вчера стало известно, что глава «Укравтодора» Славомир Новак ушел в отставку, объяснив, что его срок пребывания на должности подошел к концу и ему сделали новое предложение. Но, судя по словам нового министра, в его работе было не все так гладко. Об этом, а также о будущем «Укрзализныци» и крупных инфраструктурных объектов министр и рассказал .
– Я считаю, что нашим читателям стоит узнать о вашем опыте в этой области. Какие ваши достижения?
– Именно в инфраструктурной отрасли?
– Да.
– О больших достижениях говорить много нечего, потому что я недавно работаю на этой должности. Но даже за это время уже удалось достичь определенных вещей. Наладить коммуникацию с «Укрзализныцей», чего уже давно не происходило с тех пор, как компанию подчинили министерству экономики. Также сейчас решаем вопрос польских разрешений на автомобильные грузовые перевозки. В «Укрзализныце» также проблема с дизелем была. Из таких приятных вещей – буквально сегодня решили вопрос разрежимления маяков на выходные дни.
– Маяки – это не ваш уровень, мне так кажется.
– Маяки – это не мой уровень, да. Но маяки – это был запрос от регионов. Они обращались по этому поводу уже в течение трех лет, а проблема никак не решалась. К сожалению, на первых этапах министр будет вынужден заниматься не только стратегией и видением, как это должно быть, а еще и решать много операционных вопросов.
– Я больше имел в виду период до того, как вы пришли в министерство. Назовите три главные вещи, которые вы сделали в транспортной отрасли.
– Это не связано было с инфраструктурой, но оно касательное. Когда я возглавлял в течение 3,5 лет систему сервисных центров МВД, со мной работали в команде 3,5 тысячи человек по всей Украине. Нам удалось превратить старые, заскорузлые, с закрытыми кабинетами МРЭО на открытую систему с прозрачными офисами аквариумного типа, с детскими уголками, с электронной очередью.
– Какие направления развития вы считаете приоритетными? Все говорят, что Украина имеет выгодное транзитное положение, что должна зарабатывать благодаря этому кучу денег. Что мы должны сделать, чтобы это произошло?
«Наша цель – соединить Балтийское море и Черное море через Беларусь и Польшу».
– Это абсолютная правда. У нас уникальное географическое положение, и мы можем стать частью «шелкового пути». У нас совсем не реализован речной потенциал, потому что его развитие блокировали отдельные лоббистские группы. Уже зарегистрированы соответствующие законопроекты. Наша цель – соединить Балтийское море и Черное море через Беларусь и Польшу. И тогда у нас открывается совсем другой потенциал.
– Вам сейчас передадут «Укрзализныцю». Во-первых, зачем это вам? Во-вторых, что вы с ней будете делать?
– Вам не кажется странным, что исключительно из-за политических разногласий «Укрзализныця» перешла в подчинение Министерства экономики, развития и торговли?
– У нас сейчас даже сельское хозяйство перешло к Министерству экономики.
– Министерство-монстр. Во-первых, Тимофей Милованов (министр экономического развития, торговли и сельского хозяйства – ) вообще за это не держится. Потому что у них хватает вопросов. Во-вторых, логично, что вся инфраструктура должна быть в одном месте. Если мы хотим развивать мультимодальные перевозки, связывать транспортные артерии между собой, развивать систему единого электронного билета, то это все должно быть в единой системе координат. Если оно будет разбросано по разным министерствам, по различным центральным органам исполнительной власти, тогда в этом хаосе будет очень трудно навести порядок.
– Какой у вас план для «Укрзализныци»?
– План следующий. Первое – это тактическое решение подчинения. Но оно не решает по сути тех глобальных проблем, которые есть. Затем мы хотим двигаться в направлении создания трех отдельных операторов и независимого регулятора. Это оператор, который будет отвечать за грузовые перевозки, за пассажирские, за доступ к инфраструктуре. И независимый регулятор, который будет регулировать тарифную политику. Это все мы хотим внедрять медленно, содержательно и очень осторожно. Потому что, открывая рынок для коммерческих перевозок (например, той же частной тяги), мы не должны убить «Укрзализныцю». Ведь грузовые перевозки сейчас прибыльные, и за их счет дотируются убыточные пассажирские. Если что-то где-то не рассчитать и сделать слишком быстро, то есть риск, что просто все прибыльные направления перейдут в частный сектор, а убыточные останутся у государства.
Министр Владислав Криклий (справа) вместе с исполняющим обязанности главы «Укравтодора» Славомиром Новаком (слева). Фото: УНИАН
– Думаю, что всех интересует, что будет происходить с автомобильными дорогами. Сказали, что за 5 лет мы отремонтируем 24 тысячи километров. Где вы деньги возьмете?
– Во-первых, напомню: из дорожного фонда мы получим 70 миллиардов гривен. Надо также посмотреть на то, как «Укравтодор» использует деньги. Это был преимущественно текущий ямочный ремонт, а планировалось вообще капитальный ремонт делать – то есть так, чтобы потом не стыдно было. Когда вы 200-300 километров едете ровной поверхностью и говорите: вот это класс, вот чувствую, что Европа наконец-то в Украине. Во-вторых, есть средства международных финансовых организаций.
– О каких суммах идет речь?
– Примерно миллиард долларов. Они готовы давать и больше, но уровень освоения этих средств у нас меньше 35-36%.
– Вы же понимаете, что нужен триллион гривен. А мы получаем в год 70 миллиардов. Эти суммы не сопоставимы.
– Во-первых, дорожный фонд из года в год увеличивается. На следующий год, по прогнозам, будет 75-76 млрд. А с помощью международных финансовых организаций мы уже выйдем за 100 миллиардов гривен однозначно. Плюс у нас есть резервы, которые мы планируем из общего бюджета брать за счет легализации медицинского каннабиса, игорного бизнеса и других подобных вещей.
– Эти деньги пойдут на дороги?
– В том числе. И самое главное – это детенизация, борьба с контрабандой. Я не говорю, что все пойдет на дороги, но какая-то часть должна пойти.
– В Европейском банке реконструкции и развития, говорят, что дорожный фонд – это хорошо, программы – это тоже хорошо. Но без того, чтобы нам ввести платные дороги или повысить акциз на топливо, мы не построим нормальные автодороги. Вы с этим согласны или нет?
– Частично.
– Почему?
– Действительно, мы должны запускать платные дороги. Но платные дороги – это не панацея, они будут в весьма ограниченном количестве. Более того, напомню, что там, где пройдет платная дорога, должна быть и альтернативная, бесплатная. Об этом тоже надо не забывать. Что, по условиям концессии, на дороге должен быть определенный минимальный трафик, который будет обеспечивать уровень доходности для концессионера. А если нет, то государство будет это все дотировать. Поэтому мы можем просто загнать себя в такую ситуацию, что дорог будет много, все они будут платными, но государство еще будет доплачивать за них. А это нагрузка на бюджет. Чтобы ускорить ремонт дорог, мы активно общаемся с Европейским банком реконструкции и развития, и они готовы рассматривать локальное кредитование, то есть под гарантии городов.
– Какие KPI вы как министр себе ставите на 3-5 лет? Когда вы будете считать, что выполнили свою миссию, все сделали и можете возвращаться в частный сектор зарабатывать деньги?
– Я из частного сектора вышел. Вернуться туда никогда не поздно и нетяжело. Про KPI на этот год я могу сказать следующее: я хочу, чтобы мы совместно с парламентом сделали так, чтобы 80-90% тех законопроектов, которые касаются имплементации соглашения с ЕС, были проголосованы.
"Однозначно, хотел бы сказать вообще "расстрелять", но по крайней мере перезагрузить "Укртрансбезпеку".
Я точно хочу перезагрузить «Укравтодор», хочу забрать у них не свойственные им функции. Потому что сейчас это конфликт интересов. Они сами строят, сами контролируют, сами проводят аудит. Это замкнутый круг и постоянная коррупция. Однозначно, хотел бы сказать вообще «расстрелять», но по крайней мере перезагрузить «Укртрансбезопасность». Потому что это просто большие негодяи, которые увязли в коррупции. И, собственно, из-за этих 500 сотрудников ежедневно разрушаются дороги. И сколько бы мы ни вкладывали денег – пока они будут позволять разрушать, а не защищать автодороги, мы будем иметь проблемы в дорожном хозяйстве.
Об "Укрзализныце» я уже говорил ранее.
Мы в этом году передаем в концессию два порта. Это наши пилотные проекты – «Ольвия» и «Херсон». И планируем двигаться дальше. Вообще мы планируем передать в концессию и порты, и аэропорты, и железнодорожные станции. Везде, где государство не является эффективным администратором, мы планируем привлекать частные компании. Государство будет получать прибыль, и на закупках не будут воровать. Какой смысл бизнесу воровать у себя? Да и уровень управления там будет совсем другим. Я, например, очень удивился, когда узнал, что «Южный» вокзал в Киеве имеет 36 млн грн убытков. При меньшем потоке людей – Ocean Plaza. Это суперприбыльный торговый центр.
– В «Укрзализныце» и «Укравтодоре» руководство остается?
– Поскольку «Укрзализныцю» будут делить на три компании, то руководство не может остаться. Ибо занять сразу три должности будет физически невозможно. Пока что «Укрзализныця» не в нашем подчинении, поэтому мне трудно сказать. Я должен посмотреть на результаты – как положительные, так и на жалобы. Будем подробнее разбираться с тем, что есть.
– А «Укравтодор»?
– Руководство «Укравтодора» будем менять. Здесь однозначно, без вариантов – и в «Укравтодоре», и в «Укртрансбезопасности».
– А Гиперлуп у нас будет или нет?
– Гиперлупа у нас не будет – я за реальные инфраструктурные проекты. А Гиперлуп – это какая-то мечта. Если уж мечтать, то лучше не о Гиперлупе, а сразу о телепортации.
– «Борисполь» передадут в концессию, как остальные аэропорты?
– У нас есть два суперприбыльных аэропорта (и там не худший менеджмент) – это «Борисполь» и «Львов». Зачем отдавать то, что и так работает? «Борисполь» является нашим центральным транспортным хабом, и есть планы, как его развивать. Имеет ли такое же видение концессионер, если кому-то его отдать? Сейчас у меня нет готового ответа на этот вопрос. Там обсуждались отдельные вопросы, касающиеся сдачи определенных карго-терминалов, то есть частями. Но считаю, что это тоже неправильный подход. Потому что если потом все-таки государство решит сдавать это в концессию комплексно, то уже у концессионера будут какие-то соседи, с которыми он вынужден будет что-то делить и как-то учитывать их прихоти.