Теневая экономика в Украине – явление, которое существует от времен обретения нашей независимости. Что действительно плохо — это то, что уровень теневого сектора экономики настолько велик, что превосходит показатели всех стран Европейского Союза.
Наибольший уровень теневого сектора экономики в ЕС – в Венгрии, он составляет примерно 25%. В Украине этот показатель всегда находится на уровне около 50% (особенно, если доверять не нашим расчетам, а расчетам Организации экономического развития и сотрудничества).
Были времена, когда теневая экономика составляла почти 70%, согласно исследованиям Организации экономического развития и сотрудничества. Это свидетельствует, в первую очередь, о том, что бизнес-климат в стране некачественный, налоговая нагрузка может быть слишком большой.
Пытаясь, с одной стороны, выжить, а с другой – продолжать быть конкурентоспособными, некоторые украинские предприятия могут решить остаться в тени.
Это совсем не означает, что ты не платишь никаких налогов. Ты платишь налоги, но эти налоги становятся скрытыми и подпитывают коррупцию. С другой стороны, это подпитка, которая используется для криминалитета, для организованной преступности в стране.
Средний уровень налога в теневом секторе находится на уровне где-то примерно 20%, то есть свыше $10 млрд в год движется через различные коррупционные каналы.
Много средств могут двигаться теневыми, коррупционными и криминогенными каналами – если верить расчетам, что уровень теневого сектора составляет почти 50%. Это означает, что в этом году в тени будет произведено валового внутреннего продукта на уровне свыше $60 млрд.
Средний уровень налога в теневом секторе находится на уровне примерно 20%, то есть свыше $10 млрд в год движется через различные коррупционные каналы.
Опять же, это не феномен Украины. Если вспомнить вступление Болгарии и Румынии в Европейский Союз, то у них были именно такие проблемы – большой уровень коррупции и организованная преступность. И из-за этого было отложено на один год их вступление в ЕС.
Эти средства могут использоваться на финансирование терроризма, что для нас является очень опасным, учитывая то, что мы находимся в состоянии военных действий на востоке страны. Они могут использоваться различными группами политического влияния, что тоже является опасным с точки зрения развития демократии в стране. Они могут использоваться различными криминогенными структурами, что тоже является достаточно опасным, учитывая ту криминогенную ситуацию, которая сейчас существует в стране.
Плюс много вооружения находится на руках у населения. Это, собственно, очень негативный сигнал еще и потому, что были изменения в политической системе, пришли новые политические элиты, а уровень тени остается достаточно высоким. А это еще одна, дополнительная, нагрузка на власть.
Власть как можно быстрее должна проводить все реформы, связанные с улучшением бизнес-климата. Как только бизнес-климат в стране улучшится, то и ситуация с теневым сектором экономики начнет выравниваться – она будет улучшаться.
Если мы сможем достичь того уровня, который существует в Венгрии, мы можем высвободить для государственного бюджета примерно $5 млрд в год.
Если мы сможем достичь такого уровня, который существует в Венгрии, то мы можем высвободить для бюджета примерно $5 млрд в год. А это полностью перекроет не просто наш дефицит государственного бюджета, а позволит выйти в профицитную зону. Это возможность полностью решить вопросы, связанные с финансированием Пенсионного фонда. Наконец, это крупные инфраструктурные проекты, которые можно создать в Украине. Поэтому задача преодоления и борьбы с теневым сектором экономики — это задача из числа наиболее приоритетных.
Контекст
- По данным Киевского международного института социологии, в 2018 году теневая экономика достигла 47,2% ВВП. Годом ранее — 46,8%. Хуже всего дела обстоят в розничной торговле и строительстве — 50% в тени.
- Главные источники теневого сектора — сокрытие доходов бизнеса, неофициальные работники и зарплата в конвертах.