Facebook Pixel

Что нужно знать для удачного сотрудничества с европейским бизнес-партнером

Виктор Андрухов
Соучредитель Fibermix и Savex Minerals

У каждого третьего украинского предпринимателя есть контракт с иностранной компанией. Такие данные приводит исследование Mastercard SME Index. Мы можем экспортировать или импортировать товар или услугу. Изучать рынок, искать инвестиции, получать грант. И наш фокус внимания, скорей всего, на рынке ЕС. Он для нас географически близок, политически и экономически лоялен и понятен ментально. Но есть определенные фундаментальные отличия. Наша компания сейчас экспортирует продукцию в 12 стран Европы. Вывел для себя несколько лайфхаков, делающих сотрудничество успешным.

Понять, принять, замедлиться

Главное отличие украинского предпринимателя от резидента ЕС – в скорости ведения бизнеса. Наши бизнесмены буквально штурмуют зарубежные рынки, потому что имеют привычку работать на «высоких оборотах». Украинцы энергичны в поисках сделок и партнеров, эмоциональны в общении, принимают быстрые решения, клиентоориентированы и готовы работать 24/7.

Европейский темп значительно медленнее. Местный предприниматель нетороплив и взвешен. Он не гонится за прибылью и ценит свое личное время. Здесь не работают сверхурочно и не берут работу на выходные. Приняв эту ментальную особенность европейцев, мы должны соответственно строить планы и учитывать сроки. При этом привычные украинские лучше умножить на два.

Готовьтесь к переписке

Европейская бизнес-культура часто формализована. Здесь не делают быстрых созвонов, не переписываются в чатах и не посылают десятки сообщений в день. Главный инструмент общения – e-mail. И готовимся к долгим ответам на письмо: от нескольких дней до нескольких недель. Европейские предприниматели избегают живого контакта, прежде всего, чтобы принимать взвешенные решения без влияния человеческого фактора. Руководствуются логикой, регламентом и финансовыми расчетами.

QuoteТоропить бизнес-партнера с ответом – дело неблагодарное, результата не принесет. Лучше закладывать больше времени на коммуникацию и решение вопросов.

Внимание к деталям

Commercial offer letter вашей компании должен быть выписан в совершенстве, содержать все необходимые детали.

QuoteЕвропейский бизнес внимателен к нюансам. Ища партнера, готовим полный пакет документов, сертификацию и торговую марку международного образца.

Без этого на западном рынке не получится получить ни одного заказа. Бюрократия, формальности и регламент – наши постоянные спутники в ЕС.

Не технопарк

В Европе диджитализация не в тренде. Здесь не спешат закупать технологические новинки или сверхсовременное оборудование. Обновляют только то, что действительно в этом нуждается. Кое-где используют оргтехнику устаревшего образца и не цифровизируют бизнес-процессы. Это объясняет разницу в динамике жизни. Европейцы не готовы к скорым переменам – для них это дискомфорт. Поэтому от технологий, конечно, не отказываемся, но делаем поправку на западный «олдскул».

Не торопимся с обещаниями. Они считаются контрактом

Если в Украине договор выглядит как стопка бумаг с 10 «мокрыми» печатями и подписями, то в Европе это может быть просто e-mail или ваше честное предпринимательское слово.

QuoteЕсли пообещали, скажем, отгрузить продукцию в определенный срок, необходимо сдержать слово. Ведь для предпринимателя из ЕС это как приложение к контракту.

И он рассчитывает на соблюдение вами обязательств. Если нет – потеряете доверие и последующие заказы.

Европейский бизнес – марафон. Не спринт

Постоянная экономика, низкие налоговые ставки, доступное кредитование и отсутствие постоянных проверок со стороны государства. Это делает бизнес-климат Европы здоровым, а горизонт планирования длинным. Поэтому готовимся, что ваш европейский партнер не будет торопиться с заключением контрактов, не будет идти на рискованные сделки. Да и вообще не будет гнаться за деньгами.

QuoteВаше сотрудничество будет с перспективой на перспективу. Но, скорее всего, продолжительным.

Ибо, приняв решение однажды, европейцы не спешат менять его. Конечно, при условии, что бизнес-дела идут хорошо.

Выйти и закрепиться на рынке Европы – едва ли не главная задача для многих украинских предпринимателей. Но, несмотря на лояльность и экономическую поддержку, в большинстве сфер бизнеса здесь действует жесткая конкуренция. Уступать место никто не готов. Поэтому, чтобы зайти в нишу, необходимо иметь действительно уникальное предложение, производить супер качественную продукцию и иметь хорошую репутацию. А еще – уважать европейские ценности и быть честными в ведении дел. Соблюдение этих основных правил позволит сделать бизнес в Европе и с Европой более комфортным и удачным.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора