На Украину надвигается (относительно) свободный рынок сельскохозяйственной земли. Подавляющее большинство известных автору экспертов, как и сам автор, приветствуют отмену моратория.
Но есть люди, которые видят в свободном рынке земли прежде всего угрозы. Стена моратория, которая более 20 лет отгораживает украинский агросектор от инвестиций и свободного распоряжения частной собственностью, стала для некоторых несущей конструкцией. Ее снос угрожает многолетнему консенсусу, который сложился в украинском агросекторе – когда по закону у нас рынка земли нет, но на самом деле есть. Только далекий от цивилизованного.
Так что же произошло за последнюю неделю?
Верховная Рада 13 ноября со второй попытки приняла пока что в первом чтении проект закона №2178-10 «о внесении изменений... относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения». Сейчас к проекту собирают предложения для подготовки текста ко второму чтению, после чего желанная многими отмена моратория может стать реальностью.
Самое важное в упомянутом законопроекте – это исключение из Земельного кодекса п. 15 Переходных положений – «моратория». Именно эта норма запрещает продажу большей части земель сельскохозяйственного назначения. Этот запрет распространяется, среди прочего, на 27 млн гектаров частной (!) земли, которую в 90-ых из земель колхозов передали (распаивали) работникам колхозов и сельским жителям паями в среднем по 4 гектара. Поэтому таких землевладельцев часто называют «пайщиками».
Покупка земли ограничена площадью
Отменяя мораторий, законопроект 2178-10 определяет, кто сможет покупать земельные участки сельскохозяйственного назначения и сколько пойдет «в одни руки». Ограничение по максимальной площади должны уберечь агросектор от земельных монополий. Сейчас предусмотрено три лимиты – 35%, 8% и 0,5% от площади сельскохозяйственных земель в соответствии объединенной территориальной общины, области и страны. Самый большой лимит на уровне страны – это 213 тыс. гектаров. Однако на днях представители власти заявили, что ко второму чтению лимиты пересмотрят. Наблюдая за тенденциями, можно ожидать, что в сторону уменьшения.
Важно, что лимит по площади действует не только на конкретного покупателя земли, а вместе со связанными лицами, имеющими общего конечного бенефициарного собственника (контроллера). Замысел законодателя понятен, но возникает практический вопрос: кто и как будет обеспечивать соблюдение этих предельных показателей площади? Установить связанных лиц и определить их совокупный земельный банк – выполнимая задача, но требует компетенции и времени. Законопроект 2178-10 предусматривает, что соответствующий порядок определит Кабмин.
Земля и Антимонопольный комитет
Здесь следует вспомнить о втором земельном законопроекте №2194 «о внесении изменений... по совершенствованию системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений». Этот комплексный законопроект Верховная Рада приняла 14 ноября тоже пока в первом чтении. Законопроект предлагает такой подход: «в случае нарушения требований... по предельной площади земель сельскохозяйственного назначения... земельные участки, площадь которых превышает указанные предельные размеры, принудительно отчуждаются по решению суда на земельных торгах. Иск о принудительном отчуждении земельного участка подается в суд Антимонопольным комитетом Украины».
Можно поздравить, что контроль за соблюдением антимонопольных ограничений на рынке сельскохозяйственной земли предлагается возложить на профильный орган. Однако, справится ли он с такими новыми нагрузками? И будет ли такой контроль действенным и беспристрастным?
Реестр аграрных товаропроизводителей
Полезной может быть инициатива профильного министерства создать реестр аграрных товаропроизводителей. Этот реестр может пригодиться, в том числе, для определения площади земельного банка под контролем определенного участника рынка. Пилотный запуск реестра в нескольких областях планируется уже в декабре, а по всей стране – со следующего лета, то есть до открытия рынка земли с октября 2020 г.
Новый мораторий. Теперь на иностранный капитал
Результат голосования будет критически зависеть от формулировки вопроса. Как именно этот вопрос поставят, неизвестно, а результат голосования придется принять.
Сейчас самый острый вопрос земельной реформы – пускать ли на рынок иностранный капитал? Речь идет о компаниях, которые хоть и зарегистрированы в Украине, но имеют иностранных конечных владельцев. Законопроект 2178-10 в редакции первого чтения позволяет таким компаниям закупать украинскую сельскохозяйственную землю с 2024 года (кроме тех игроков, кто уже более трех лет обрабатывают землю).
Однако накануне голосования за законопроект в Верховной Раде президент публично объявил, что в текст будут внесены правки, согласно которым иностранцы и юридические лица с иностранцами среди учредителей, смогут покупать сельскохозяйственные земельные участки только если на это будет дано согласие на референдуме.
Что не так с референдумом?
Во-первых, пока нет закона о референдуме, а следовательно и механизма принятия решения. Во-вторых, результат голосования критически будет зависеть от формулировки вопроса. Как именно этот вопрос поставят, неизвестно, а результат голосования придется принять. И, наконец, в-третьих, непонятно, почему граждане, которые паев не имеют, будут решать судьбу собственности 7 млн граждан, которые паи имеют.
Что дальше?
Ближайшие недели продолжится обсуждение законопроекта 2178-10, представления и обработки предложений к тексту. В декабре появится текст ко второму чтению. И до конца года Верховная Рада должна рассмотреть законопроект в редакции второго чтения.
После принятия закона в целом мы поймем основные параметры рынка по крайней мере в части оборота участков сельскохозяйственного назначения между украинскими участниками.
Вопрос допуска иностранных игроков с учетом анонсированного референдума может занять долгое время.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора