Минфин вынес на обсуждение законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс и закон «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг. Однако он не прошел согласование в Государственной регуляторной службе Украины.
На что направлен проект закона
Законопроект о так называемом «кэшбеке» направлен на детенизацию обращения наличных средств, разрушение отдельных схем уклонения от уплаты налогов, уменьшение коррупционных рисков при администрировании налогов и сборов.
Какие же изменения предлагается внести
Законопроектом предлагается за невыдачу расчетных документов за приобретенные товары (услуги) на сумму свыше 850 грн и по соответствующей жалобе покупателя к контролирующему органу налагать штраф на продавца таких товаров (поставщика услуг) в размере 200% от стоимости приобретенных товаров/услуг, при повторном нарушении – в размере 500%. При этом покупателю компенсируется 100% стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), указанных в его жалобе, из суммы примененных штрафных (финансовых) санкций.
Учитывая тот факт, что штрафы могут применяться от приобретения товаров на сумму 850 грн, минимальный штраф составляет 1,7 тыс. грн, максимальный размер не установлен. Вместе с тем, согласно анализу проекта регуляторного акта, размещенного на сайте вместе с законопроектом, в 2018 году контролирующие органы провели 14,78 тыс. проверок и применили штрафы на 452,65 млн грн. Средняя сумма штрафа – 30,6 тыс. грн.
В Пояснительной записке Минфин обосновывает необходимость принятия законопроекта тем, что, согласно отчетам Минэкономразвития, уровень теневой экономики Украины составляет до 33% от официального ВПП и в результате проведения отдельных реформ имеет тенденцию к постепенному снижению.
Оправдает законопроект ожидания
В случае принятия законопроект может спровоцировать сопротивление бизнеса, поскольку предполагает чрезмерно высокие штрафы. Уже не раз практика доказывала, что несоразмерная ответственность не является стимулом для налогоплательщиков. Даже при условии, что подобные подходы «сработали» в ситуациях с РРО в других странах.
Усматривается также возможность злоупотреблений со стороны жалобщиков при подаче жалоб против продавцов, которые выдали расчетный документ. Законопроект не предусматривает необходимости доказывания того, что расчетный документ не был выдан. То есть проверка может быть начата исключительно на основании жалобы покупателя, который будет утверждать, что расчетный документ продавец ему не выдал.
Опять же, способ возврата средств слишком забюрократизирован: покупатель сможет получить «кэшбэк» только после того, как продавец оплатит штраф в полном размере, а контролирующий орган подготовит заключение в орган Государственной казначейской службы. Учитывая опыт возврата средств из бюджета, вероятно, что покупатели могут не заинтересоваться данной возможностью, и соответственно законопроект не принесет ожидаемых результатов.
Хотя нельзя не отметить в целом идею со стороны Минфина создать мотивацию у граждан в содействии контролю за соблюдением требований законодательства. Такая самоохранная система (в случае продуманности всех ее нюансов применения) может быть эффективным механизмом предупреждения и устранения нарушений законодательства. Возможно, было бы целесообразнее перенять опыт Грузии, где все фискальные чеки принимали участие в государственной лотерее, и каждый покупатель, чтобы принять участие на право выиграть денежный приз, был заинтересован в том, чтобы забрать свой чек за покупку. То есть применялся подход «пряника», а не «кнута», как это предлагают в законопроекте.
Очевидно, что новый закон усложнит работу бизнеса, поскольку возложит дополнительную ответственность и необходимость в контроле над тем, получат ли покупатели в руки расчетные документы. Однако самым невыгодным является принятие этого законопроекта для малого и среднего бизнеса, в которых, как правило, менее налаженные бизнес-процессы и для которых эти суммы штрафов являются значительными, а для физических лиц-предпринимателей могут даже стать основанием для конфискации имущества.