Facebook Pixel

Как будет выглядеть новое регулирование цен на социально значимые товары

Евгения Очеретько
Старшая юристка АО «Арцингер»

В конце марта Верховная Рада приняла закон № 540-IX, которым предусмотрены дополнительные социальные и экономические гарантии в связи с распространением в Украине коронавирусной болезни COVID-19.


Среди прочего, чтобы обезопасить население от значительного повышения цен на товары противоэпидемического назначения, необходимые для предотвращения распространения эпидемии, а также на социально значимые товары, Кабинет министров Украины получил широкие полномочия в сфере ценообразования:

  • утверждение перечня соответствующих товаров;
  • установление предельных цен для оптовой и розничной торговли соответствующими товарами с учетом оптовых и розничных надбавок;
  • установление на период карантина запрета скупать и перепродавать такие товары по ценам, которые превышают установленные предельные цены с учетом надбавок.

Законом также предусмотрена административная ответственность за превышение цен. Так, если бы цена на товары превысила более чем в 1,2 раза уровень цены, определенный Кабинетом министров Украины, то виновные лица должны были бы заплатить штраф от 3400 до 5100 грн.

QuoteТакой механизм ценового регулирования является достаточно мягким.

Кабинет министров Украины 22 апреля утвердил постановление «О мерах по стабилизации цен на товары, которые имеют существенную социальную значимость, товары противоэпидемического назначения», которым определил соответствующие перечни товаров, а также установил порядок государственного регулирования цен на них.

Поскольку на дату подготовки этого комментария постановление еще не опубликовано, то при анализе нововведения я руководствуюсь текстом проекта постановления, размещенного на официальном веб-сайте Кабинета Министров.

Так, в перечни, утвержденные постановлением, попали 10 видов пищевых продуктов, 7 международных непатентованных наименований лекарственных средств, 11 наименований антисептиков и дезинфекционных средств и 20 наименований средств индивидуальной защиты.

Именно на эти товары до окончания действия карантина будут распространяться утвержденные правила ценового регулирования, а именно требования к декларированию изменения розничных цен. В то же время пояснительная записка к проекту постановления не содержит обстоятельных объяснений, каким образом и на основании каких критериев формировались соответствующие перечни.

Согласно тексту проекта постановления, декларированию подлежит изменение розничных цен каждого вида товара, независимо от его признаков (тара, форма выпуска и тому подобное). Изменение цен будут декларировать именно заведения розничной торговли на официальном веб-сайте Госпродпотребслужбы, которая будет вести реестр цен.

Дополнительно к тексту проекта постановления, размещенного на веб-сайте Кабинета министров, согласно информации, опубликованной на веб-сайте Минэкономики, а также пояснительной записке к проекту постановления, декларирование изменений розничных цен вводится в случае увеличения цены в сравнении с ценой на дату вступления в силу этого постановления или предварительно задекларированной цены:

  • на 15% и больше – за 30 дней до начала ее применения;
  • на 10% и более, но менее 15% – за 14 дней до начала ее применения;
  • на 5% и более, но менее 10% – за три дня до начала ее применения, не считая дня декларирования.

Вместе с тем такие нормы не были отражены непосредственно в тексте проекта, поэтому необходимо дождаться его официального опубликования, чтобы делать выводы о том, будут ли внедрены соответствующие правила.

Таким образом, несмотря на положения закона, Кабинет министров не стал утверждать определенный конкретный уровень цен на противоэпидемические и социально значимые товары, а лишь заставил розничный бизнес сообщать о ценах на товары и об изменении таких цен.

Следовательно, такой механизм ценового регулирования является достаточно мягким. Фактически субъектам хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю соответствующими товарами, необходимо будет обеспечить декларирование цен, а в случае повышения цен – своевременно предупредить об этом Госпродпотребслужбу.

QuoteКабмин не стал утверждать определенный конкретный уровень цен на противоэпидемические и социально значимые товары.

Замечу, что исторически в Украине уже существовало достаточно жесткое регулирование цен на ряд пищевых продуктов. В частности, были установлены правила декларирования цен, максимальные надбавки и предельные уровни рентабельности на некоторые социально значимые продукты: муку, хлеб, макаронные изделия, яйца куриные, некоторые молочные продукты, некоторые виды мяса и тому подобное.

Однако в середине 2017 года по результатам пилотного проекта, который длился свыше шести месяцев, такое ценовое регулирование было отменено как неэффективное. Также до начала 2019 года существовало и ценовое регулирование на медицинские изделия, которое было отменено в прошлом году в связи с неэффективностью и несоответствием мировой практике.

Что касается лекарственных средств, то цены на них регулируются и сейчас – как путем декларирования и регистрации с целью публичных закупок и реимбурсации, так и путем установления максимальных надбавок.

Что касается нового регулирования, то оно, несмотря на временный характер, потенциально может быть целесообразным в кризисных условиях, поскольку позволит Антимонопольному комитету Украины как органу, отвечающему за соблюдение конкуренции, следить за тем, чтобы не произошло неконкурентного и необоснованного повышения цен, и применить меры воздействия в случае выявления нарушений.

Одновременно в условиях здоровой конкуренции цены на любые товары, которые не являются монопольными позициями, должен регулировать непосредственно рынок, а также законы спроса и предложения, а не государство.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора