Facebook Pixel

Детенизация от Зе! команды. Часть 1

Григорий Кукуруза
экономист Ukraine Economic Outlook

Какова природа законопроектов №1053-1 и №1073 о фискализации и кэшбэках

Наиболее обсуждаемой налоговой инициативой новой власти ожидаемо оказались законопроекты, связанные с изменениями в упрощенной системе налогообложения. Это законопроекты №1053-1 и №1073, которые, как утверждается в объяснительных записках, должны содействовать детенизации экономики и защите белого малого и среднего бизнеса.

Нужны ли нам эти шаги? «Упрощенка» сегодня суммарно уплачивает до 150 млрд грн. налогов и создает рабочие места для 1,4 млн предпринимателей и 1,3 млн их работников. Более того, именно УСН (упрощенная система налогообложения) последние 20 лет выступает одним из трех внутренних украинских офшоров, которые позволили нам жить не при 40-44% уровне перераспределения ВВП через бюджет, а реальных (с учетом теневой экономики) всего 27-30%. То есть ежегодно обеспечивает 0,3-0,5% дополнительного прироста реального ВВП.

Параллельно «упрощенка» позволяет бизнесу, пока он не вырос до возможностей крупного по информационной и юридической защите, жить в условиях условной «неприкасаемости» для налоговой, трудовой и прочих проверок. Не один профессиональный бухгалтер говорил мне, что гораздо безопаснее оформить 4 компании с оборотом по 5 млн грн. вместо одной с 20 млн.

Но, конечно, в такой масштабной системе налоговых и административных льгот не могли не появится пробоины, на которые традиционно жалуются представители белого крупного ритейла. Сразу отмечу, что одна часть таких пробоин запрограммирована самой налоговой системой, другая – системно выстроена крупным бизнесом, который старается оптимизировать налоговую нагрузку.

Таких пробоин в упрощенной системе налогообложения можно выделить пять:

  • Оформление штатных сотрудников на 3-ю группу

Основные злоупотребления приходятся на программирование, консультации по вопросам информатизации, финансовые консультации, юридические компании, социологию и рекламу. Ориентировочно общая сумма экономии на налогах данными видами деятельности составляет 8-9 млрд грн. Но это лишь линейный подход. Учитывая то, что никто в нашей стране не строил имитационную модель динамики данных отраслей при минимальном повышении налоговой нагрузки, а также жесточайшую налоговую конкуренцию с Польшей, Венгрией, Болгарией и другими развивающимися странами ЕС, реальный фискальный эффект борьбы с таким уклонением может оказаться отрицательным.

Одни компании передислоцируют своих сотрудников, другие – уйдут в полную тень, а государство столкнется с сужением внутреннего спроса и падением налоговых поступлений. Таким образом уклонение от налогообложения фонда заработных плат через оформление сотрудников ФОП-ами – это адекватная реакция бизнеса на непомерно завышенную фискальную нагрузку (40,3%).

  • Занижение оборотов

Текущие лимиты годового оборота для субъектов «упрощенки» составляют: 300 тыс. грн. для первой группы; 1,5 млн грн. для второй группы; 5 млн грн. для третьей группы. Напомню, последний раз они пересматривались в 2015-2016 годах и явно не в сторону малого и среднего бизнеса. Обороты для первой и второй групп были увеличены со 150 до 300 тыс. грн. и с 1 до 1,5 млн грн. соответственно. Максимальный оборот последней группы был снижен в четыре раза: с 20 до 5 млн грн.

При этом так и не удалось внедрить очевидную, но до сих пор несуществующую норму о ежегодной автоматической индексации допустимых оборотов упрощенной системы на прирост номинального ВВП. Учитывая, что де-факто Минфин не заинтересован в пересмотре оборотов, поскольку линейно это является прямым снижением поступлений, субъекты на «упрощенке» сегодня находятся в ситуации вынужденного занижения оборотов.

Почему? Во-первых, легальное превышение лимитов оборота облагается 18% от дохода (не прибыли). Во-вторых, если субъект упрощенной системы декларирует выход за лимиты оборота, то со следующего налогового периода он обязан перейти на общую систему налогообложения. Учитывая это, можно констатировать, что реальный выход за годовые лимиты оборота не предусмотрен, субъектам УСН остается только занижать официальные обороты или прекращать деятельность до нового фискального года.

Каковы масштабы занижений оборота сегодня? Еще в 2016-ом году экономисты ISET приводили оценку в 18-20 млрд грн. Но только кумулятивная инфляция за 2016-2018 годы составила 41%. Очевидно, что лишь минимальные масштабы занижений оборотов увеличились до 60 млрд грн.

Поэтому дискуссия о повышении уровня фискализации и штрафов за невыдачу фискальных чеков без параллельного увеличения годовых лимитов оборота в 2-3 раза и перехода к их автоматической индексации – это не более, чем свидетельство некомпетентности.

  • Искусственное дробление

Это форма агрессивного занижения оборотов путем использования ряда несвязанных лиц или подчиненного персонала в качестве физлиц-предпринимателей. Такие схемы характерны, в основном, для крупных торговых сетей, где по факту штатные сотрудники выступают в роли постоянно функционирующего станка – ФОП-ов и дополнительных лимитов оборота.

О каких масштабах идет речь? Очевидно, если мы говорим о небольшом консалтинговом бизнесе или розничной торговле, где 5-6 сотрудников оформлены ФОП-ами и их суммарный оборот не превышает 30 млн грн. в год, то это, опять же, следствие четырехкратного сокращения оборотов третьей группе в 2016 году и отсутствие их автоматической индексации. Будем честны, есть определенные пороги, где нахождение на упрощенной системе налогообложения выгоднее с точки зрения административных затрат на ведение учета, сложной бухгалтерской отчетности, повышенных рисков налоговых проверок, необоснованных штрафов и блокирования счетов. В условиях нереформированной ГФС все перечисленные факторы крайне важны.

Но есть и другая сторона в виде крупных торговых сетей, использующих «упрощенку» для минимизации налоговой нагрузки. По нашим оценкам до 9% от общего объема ритейла в Украине (что эквивалентно 60 млрд грн.) приходится на искусственно подробленные обороты. Но важно отметить, что это лишь один из многих инструментов минимизации налоговой нагрузки. У каждого предприятия и отрасли есть свои особенности и модификации. У экспортеров – ТЦО (трансфертное ценообразование), у импортеров – курсовые разницы, дробление и «скрутки» в виде перепродажи уплаченного при ввозе НДС и т.д.

Общая проблема таких уклонений, включая искусственное дробление, в том, что львиная доля корпоративных прибылей в Украине находится в тени. Соответственно у правительства нет возможности снизить номинальные ставки налогов до их фактического уровня, а у фондового рынка и банковской системы нет объекта для инвестиций и кредитования. Уверен, невозможность бизнеса выстроить диалог с государством относительно снижения номинальных налоговых ставок к их эффективным и действующим сегодня уровням, а также параллельное искажение конкуренции на рынке – это факторы, отбирающие у нас минимум 3-5% ВВП ежегодно.

  • Легитимизация контрабанды

Основной источник нареканий белого ритейла на упрощенную систему кроется в возможности ФОП-ов реализовывать продукцию без документов о ее происхождении. С одной стороны, это объясняется принципом их налогообложения: налог уплачивается от оборота. То есть нет необходимости вести и сохранять отчетность, связанную с расходами. С другой — создается коридор таможня – ФОП-ы, позволяющий легально реализовывать контрабанду.

К проблеме легитимизации контрабанды целесообразно отнести и легально импортированные крупным ритейлом товары, но реализованные без документов через субъектов упрощенной системы. Указанная схема позволяет продать товар по цене контрабандного (без налоговой нагрузки на импорт – НДС и пошлины), а сформированный налоговый кредит перепродать предприятию с существующим чистым налоговым обязательством по НДС (так называемые «скрутки»).

Сколько контрабанды реализуется через упрощенную систему налогообложения? Объемы контрабандных поставок в Украину за последние 3 года составляли, в среднем, $10 млрд. В то же время задекларированный оборот «упрощенцев» за 2018 год составил лишь 290 млрд грн. Максимальное занижение оборотов, рассчитанное нами на основе сравнения оборотов на одного занятого сотрудника на общей системе и «упрощенке» с необходимыми корректировками на эффект масштаба и длительность цепочки создания добавочной отрасли, находится в пределах 140-160 млрд грн. Отмечу еще раз, это максимально возможное завышение. Минимальный же порог составляет 57 млрд грн.

При этом в общем легальном обороте розничной торговли (структура которого одинакова для общей и упрощенной системы) 73% продаж приходится на продукцию отечественного производства. Из этого следует, что валовый оборот импорта через УСН находится в диапазоне от 95 до 122 млрд грн.

Сколько из данной суммы — контрабанда? Львиная доля импортного ассортимента действительно ФОП-ов – это закупки на одесском «7 километре» или самостоятельный импорт. Конечно, такие поставки могут быть с незначительно заниженной таможенной стоимостью. Но они настолько незначительны на фоне системных злоупотреблений крупными игроками, что мы можем отбросить их как статистическую погрешность.

На самом деле контрабандные товары реализуются через те же сетки ФОП-ов, которые используются для искусственного дробления. Таким образом до 12 тыс. ФОП-ов третьей группы (или любая другая комбинация второй и третьей групп) легитимизировали в 2018-ом году контрабандных товаров на 60 млрд грн. Это 18,6% от общего потока таких товаров в Украину.

  • Оптимизация прибыли

Одна из достаточно популярных схем оптимизации налога на прибыль малыми и средними предприятиями заключается в выводе денег из компании на субъектов упрощенной системы по фиктивным договорам – за несуществующие товары или услуги. Так, вместо 18% налога на прибыль, компания искусственно наращивает затраты и платит на выведенную сумму всего 5%. В основном такие договора характеризуются невозможностью точно оценить стоимость услуги, что дает бухгалтеру компании маневр для защиты договора перед налоговым инспектором. Наиболее популярные виды деятельности для такой оптимизации: консультации, исследования рынков, рекламные услуги и аренда недвижимости. Суммарно, по нашим расчетам, вывод прибыли из компаний на «упрощенцев» по таким договорам в 2018 году составил 27,5 млрд грн.

В то же время, в отличии от других схем по оптимизации прибыли, вывод через «упрощенку» под 5% носит положительный фискальный эффект для бюджета. На первый взгляд может казаться, что бизнес не доплачивает 13% разницы. Но в действительности прибыль к налогообложению была бы просто выведена из компании через другие инструменты. В итоге бюджет получает дополнительные 3,6 млрд грн. (де-факто налога на прибыль) за счет экономии средним бизнесом на дорогих налоговых консультантах. Напомню, эффективная ставка налога на прибыль составляет в Украине лишь 4,4%.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]