Facebook Pixel

Как россияне отмывают зерно, украденное в Украине

Россияне воруют украинское зерно на временно оккупированных территориях и не только «съедают» его сами, но и активно экспортируют. Об этом давно писали в СМИ, украинские власти заявляли протесты и просили различные международные организации отреагировать на подобную «торговую практику». Но пока мало что изменилось.

На днях агентство Bloomberg опубликовало большой материал, в котором на конкретных примерах показывает, как происходит такая «торговля».

Как россияне продают украинское зерно

Вот уже несколько месяцев в Черном море совершает любопытные рейсы небольшой сухогруз «Амур-2501». Он собирает зерно не только в российском порту Азов, но и в оккупированном Севастополе.

Во время своего путешествия «Амур 2501» отключает в нескольких точках передатчик международной системы слежения за судами AIS. Затем он, по-видимому, участвует в перевалке грузов в открытом море у российского порта Кавказ на крупные суда, которые отправляются в разные страны, включая Ливию и Иран.

Спутниковые снимки, данные о погрузке и разгрузке, собранные из портов, и данные о местонахождении судов показывают, что такие суда, как «Амур 2501», находятся в центре незаконной торговли. Экспортеры смешивают зерно из нескольких портов и судов, скрывая тем самым его происхождение.

Ян Ральби, исполнительный директор IR Consilium, консалтинговой компании по морскому праву и безопасности, сказал: «Они работают над «отмыванием» зерна, чтобы создать определенную степень легитимности или ясности правового титула, чтобы можно было участвовать в сделках со странами, которые нуждаются в зерне».

Методы отмывания, которые используют грузоотправители зерна, впервые были использованы экспортерами нефти, связанными с Россией, Венесуэлой и Ираном, чтобы избежать санкций.

До 24 февраля на Россию и Украину приходилась четверть мирового экспорта зерна. Поэтому когда в первые месяцы российского вторжения украинские порты были заблокированы, а поставки зерна прекращены, это усилило угрозу нехватки продовольствия. Соглашение о зерновом коридоре, заключенное в июле, позволило Украине возобновить экспорт, но поставки по-прежнему на 36% ниже, чем в прошлом сезоне. Срок действия сделки истекает в ноябре, и есть серьезные опасения, что она не будет продлена.

В каких объемах россияне воруют украинское зерно

По оценке Киевской школы экономики, из урожая прошлого сезона Россия украла на территории Украины или уничтожила 4,04 млн тонн зерна и масличных культур на сумму около $1,9 млрд. Некоторые партии были вывезены российскими кораблями непосредственно из Крыма, однако попытки продать такие товары, похоже, натолкнулись на проблемы – Египет отказался от одной подобной поставки.

Структура производства зерна в Украине

Структура производства зерна в Украине

И хотя нельзя однозначно утверждать, что зерно, перевозимое такими судами, как «Амур 2501», было украдено в Украине, цифры говорят о том, что трудно оспаривать.

По данным исследовательской компании AgFlow, с марта порт Севастополя отгрузил в 10 раз больше обычного объема экспорта продовольствия. В первые месяцы войны поставки были в 50 раз выше обычного уровня. По данным AgFlow, группа из более чем 30 судов заходила в Севастополь, причем по нескольку раз.

Агроэкспорт из порта Севастополя

Агроэкспорт из порта Севастополя

Фермеры в оккупированных районах сообщают, что зерно вывозят грузовиками, а спутниковые изображения, полученные Planet Labs PBC и Maxar Technologies, показывают колонны грузовиков, прибывающие со стороны Украины, которые выстраиваются в очередь возле зернового терминала в Севастополе.

Российское государство, вероятно, замешано в отмывании зерна, считает Юстина Гудзовска, директор по политике в области незаконного финансирования в The Sentry. «Россия как минимум знает о контрабанде зерна и не мешает ей», – сказала эксперт.

Bloomberg направило запрос на комментарий представителю Кремля, тот перенаправил его в Министерство обороны России, которое не ответило.

Как происходят махинации с зерном

Международные и местные трейдеры уже давно экспортируют собственное зерно из порта Кавказ на берегу Керченского пролива, доставляя его туда небольшими судами из портов Азовского моря, которое слишком мелкое для балкеров. Зерно перегружают на крупные суда, чтобы большие объемы можно было отправлять через Черное море и Босфор клиентам на Ближний Восток и в Африку. Эта система предоставила «экспортерам» зерна из Севастополя идеальное прикрытие для их незаконной торговли.

«Чем больше вы совершаете перегрузок с корабля на корабль, тем сложнее отследить происхождение груза», – отметил Александрос Гликас, директор Dynamarine Co., которая специализируется на страховании рисков при перегрузках с одного корабля на другой по всему миру.

Bloomberg опубликовало информацию об одном из подозрительных рейсов судна «Амур 2501».

25 июня оно вышло из российского порта Азов в направлении Кавказа с загрузкой, по данным MarineTraffic, примерно на 90%.

В порту Кавказ «Амур 2501» переместил свой груз на другие суда и 3 июля покинул якорную стоянку, указав как пункт назначения российский порт Новороссийск. Но он не пошел туда, а направился на юг от Кавказа и перестал передавать данные о своем местоположени.

4 июля «Амур 2501» появляется в Севастополе.

5 июля спутниковый снимок показывает, что «Амур 2501» пришвартован к зерновому терминалу и загружает зерно.

Загрузка «Амура 2501» в порту Севастополя

Загрузка «Амура 2501» в порту Севастополя

5 июля «Амур 2501», находясь в Севастополе, отключил передачу своего местоположения.

7 июля судно появляется в районе якорной стоянки Кавказ и швартуется к правому борту балкера Vera P, который находится рядом с другим балкером Dynamic M, для перевалки груза.

8 июля «Амур 2501» возвращается в Азов. В это время Dynamic M находится в движении. Он проходит через Босфор, останавливается в Стамбуле и 14 июля прибывает в Бенгази, Ливия. Его осадка показывала, что балкер полностью загружен.

Судовладельцы (из Дубая, Турции и России) и грузоотправитель (из РФ), имеющие отношение к описанной сделке, либо отказались отвечать на вопросы Bloomberg, либо назвали информацию сфальсифицированной.

Что международное право говорит о подобной практике международной «торговли»

В сентябре США объявили о новой волне санкций, в том числе против «российских доверенных лиц», которые «контролировали захват или кражу сотен тысяч тонн украинского зерна». Главный прокурор Швейцарии предупредил, что торговля награбленными товарами может представлять собой военное преступление.

По данным AgFlow и Sea by Maritech, судно «Амур 2501» в период с мая по август совершило как минимум три рейса в Севастополь. По данным системы отслеживания Sea by Maritech, еще четыре раза в августе и сентябре «Амур 2501» «темнел», выходя из Кавказа в сторону Севастополя.

«Амур 2501»

«Амур 2501»

Морское законодательство требует, чтобы AIS была включена на судах в целях безопасности, особенно на оживленных водных путях. Когда она выключена, по словам Питера Уильямса, аналитика торговых потоков в Vessels Value, это «часто интерпретируется как сигнал о подозрительной работе судна».

Агентство США по санкциям заявляет, что любые признаки манипуляций с AIS – красный флаг мошеннической практики судоходства – должны быть «расследованы до заключения контрактов, продолжения предоставления услуг или участия в другой деятельности с такими судами».

По данным Windward, за 12 месяцев, истекших в июне, количество темных операций в Черном море возросло на 160%, и почти все они совершаются судами под российским или сирийским флагом. Из них 73% произошли после начала войны. Платформа зафиксировала 170 грузовых и балкерных судов, продемонстрировавших определенную закономерность в период с 1 марта по 15 июля: они «темнеют» в Азовском море, а затем появляются уже на пути через Босфор.

***

«Россия пользуется тем, что на фоне нехватки зерна в мире есть покупатели, которые готовы брать сомнительный товар, если сделана хотя бы попытка отмыть его», – отметил Ральби.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉