Два крупнейших украинских предпринимателя сошлись в битве за финансовые потоки на рынке электрической энергии. Главный вопрос, который они стараются решить, – заработает ли в Украине с 1 июля рынок электроэнергии. Цена этого вопроса – десятки миллиардов гривен. Компромисса здесь быть не может – кто-то обязательно проиграет.
Хроника военных действий
В минувший вторник Ринат Ахметов одержал ситуативную победу. Парламентский комитет по ТЭК не смог собрать кворум для утверждения законопроекта №10318 о переносе даты запуска конкурентного энергорынка с 1 июля на 1 октября. А это формально не позволяет проголосовать за него в парламенте.
Но тут по позициям Ахметова стала бить тяжелая артиллерия. 24 мая отложить запуск рынка рекомендовало представительство Европейского Союза. 27 мая об этом же заявил Европейский банк реконструкции и развития. Всемирный банк заявил, что поддерживает внедрение конкуренции на рынке, но рекомендует перенести его старт на 1 октября.
Не рекомендуют запускать рынок вовремя и в Инвестиционном совете при президенте Украины. Глава его офиса Юлия Ковалив написала на своей странице в Facebook, что если это сделать 1 июля, возникнут проблемы у инвесторов, которые вложились в возобновляемую энергетику.
А исполняющий обязанности главы Службы безопасности Украины Иван Баканов направил в адрес главы Верховной Рады Андрея Парубия письмо, в котором сообщил, что введение рынка угрожает национальной безопасности.
В свою очередь исполняющий обязанности главы комитета по ТЭК Александр Домбровский вчера обратился к спикеру Верховной Рады Андрею Парубию с просьбой включить этот законопроект в повестку дня. Но этого не произошло.
История вопроса
В соответствии с Законом «О рынке электрической энергии», в Украине вместо нынешней модели «единого оптового покупателя» в лице ГП «Энергорынок» создается конкурентная модель, при которой производители будут напрямую продавать электроэнергию потребителям, трейдерам или поставщикам.
Роль государства как монопольного оптового покупателя и продавца упраздняется. Сама торговля электричеством теперь будет осуществляться на четырех площадках: рынке прямых двухсторонних контрактов, рынке «на сутки вперед» и внутрисуточном, балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг. В перспективе все цены на электроэнергию должны стать рыночными.
Готовы ли мы
Как обычно, страна к запуску энергорынка оказалась не готова. Например, до сих пор не установлено программное обеспечение для работы балансирующего рынка и системы коммерческого учета электроэнергии. Не подготовлена площадка для своевременного запуска механизма двухсторонних контрактов, не налажен механизм финансовых гарантий для участников.
Не готовы технически и операторы системы распределения (ОСР, или бывшие облэнерго) – ожидается, что у них возникнет проблема существенных небалансов в ходе учета потребляемого электричества.
В отрасли также не решены многолетние проблемы реструктуризации долгов потребителей на сумму 33 млрд грн и перекрестного субсидирования населения промышленностью, которое достигает 55 млрд грн при годовом обороте розничного рынка в 185 млрд грн.
Глава «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук говорит, что из-за проблем часть рынка настроена скептически: «Если провести опрос, то операторы систем распределения и поставщики будут против, а производители электроэнергии – за».
«Энергоатом» и ДТЭК Рината Ахметова, которые вырабатывают почти 80% электроэнергии, активно лоббируют запуск рынка с 1 июля, как велит закон. Глава «Энергоатома» Юрий Недашковский говорит, что к этому событию страна готовилась несколько лет, и большинство участников рынка готовы. «А если кто-то не готов, то надо разбираться с руководителями компаний», – считает он.
Похожего мнения придерживаются и в ДТЭК. «Мы считаем, что успешный запуск рынка электроэнергии абсолютно возможен с 1 июля. Во-первых, мы оцениваем уровень подготовки к рынку на сегодня более чем на 90%. При этом уровень подготовки нормативной базы, на наш взгляд, составляет 98%», – заявил директор «ДТЭК Трейдинг» Виталий Бутенко.
Кто проиграет и кто выиграет от рынка
Понять крупнейших производителей можно. Они являются основными выгодополучателями от внедрения новой либерализированной модели. Новый рынок открывает перед Ахметовым и «Энергоатомом», а также еще тремя крупными генерирующими компаниями в лице «Укргидроэнерго», «Центрэнерго» и «Донбассэнерго» радужные перспективы.
Они получат возможность избавиться от государственного регулирования тарифов, повысить цены на электричество, расширить товарную линейку на разных площадках рынка, наладить реализацию долгосрочных инвестиционных планов, а также обеспечить своих менеджеров высокими миллионными зарплатами.
Особенно с нетерпением ожидают нового рынка атомщики. Переход к рыночному ценообразованию повлечет за собой автоматическое повышение цены атомного киловатт-часа до уровня цены тепловой генерации. При нынешнем тарифе НАЭК 57 копеек за 1 кВт-час и средней цене тепловых генерериющих компаний в мае 187 коп такое повышение может составить 2 – 3 раза.
Схожим образом возрастут расценки и у государственной «Укргидроэнерго», которая производит около 8% электроэнергии в стране. Выручка ДТЕК в прошлом году составила 67 млрд грн. По итогам 2018 года «Энергоатом» произвел 55% всей электроэнергии страны на сумму 52,5 млрд грн.
Однако сладкая жизнь для государственных компаний в виде свободных тарифов наступит не сразу. Во-первых, львиную долю сверхприбыли им придется направлять на выполнение социальных обязательств по дотированию населения. Происходить это может до тех пор, пока НКРЭКУ не повысит тарифы для бытовых потребителей до экономически обоснованного уровня, с чем регуляторы торопиться, конечно, не станут.
Кроме того, Закон «О рынке электрической энергии» возлагает на «Энергоатом» в период с 1 июля 2019 по 1 июля 2020 года еще и дотирование возобновляемой генерации. Правда, как именно распределятся между участниками энергорынка пропорции по выполнению ПСО в конечном итоге, пока неясно.
Во-вторых, если новая модель и будет запущена уже с 1 июля, то произойдет это в весьма усеченном и ограниченном в ценовом смысле формате. В частности НКРЭКУ планирует внедрить на будущем рынке «на сутки вперед» ценовые ограничения на уровне прогнозной оптовой цены последнего квартала ныне действующего рынка – это около 160 коп. за 1 кВт-час.
Сами же торги в первые месяцы будут осуществляться исключительно на рынке «на сутки вперед», так как балансирующий рынок и рынок двусторонних контрактов пока не готовы.
А в проигрыше, конечно же, окажутся промышленные потребители. И не в последнюю очередь Игорь Коломойский с его ферросплавными заводами. Юрий Корольчук из «Института энергетических стратегий» знаком с расчетами «Запорожского ферросплавного завода», и они показывают, что повышение цены кВт-часа на 10 копеек снижает доходы предприятия на 100 млн грн в год.
Господин Коломойский прокомментировал этот вопрос так: «С 1 июля вступает закон про то, что НКРЭКУ не может регулировать цены. Получите цены в два раза выше, апеллировать будет не к кому».
Впрочем, цены для его предприятий вряд ли сразу вырастут в два раза. Согласно расчетам НЭК «Укрэнерго», если «Энергоатом» (в условиях работы генерации в первые месяцы исключительно на рынке на сутки вперед) увеличит свои расценки в 2,5 раза, то это приведет к возрастанию средневзвешенной цены производителей на 25%. Для промышленных потребителей это выльется, в свою очередь, в повышение розничного тарифа на 12,5 – 15%.
Да и само подорожание произойдет только после того, как НКРЭКУ отменит ценовые ограничения. Что будет после этого, пока не сможет предсказать никто. С одной стороны, в условиях изолированной работы украинской энергосистемы от европейской ENTSO-E возникает угроза олигопольного сговора между местными производителями.
С другой же, наличие существенного профицита генерирующих мощностей в стране (при эффективной работе НКРЭКУ и АМК Украины) может лишь обострить конкуренцию между крупнейшими игроками рынка, и они не смогут задирать цены.
Чего на самом деле стоит бояться
Как показывает практика европейских стран, в первые периоды после внедрения либеральной модели энергорынка расценки для потребителей повышаются в среднем на 30%, снижаясь впоследствии примерно на такой же уровень.
Кроме того, конкурентный рынок, в отличие от действующей модели единого оптового покупателя, позволяет поставщикам существенно расширить и дифференцировать конечные розничные тарифы для потребителей – цена будет существенно варьироваться в зависимости от объемов и графика потребления. Для крупных энергоемких предприятий (тех же ферросплавных заводов, которые работают в базовой нагрузке) цена окажется самой низкой. И наоборот – для средних и небольших производств она повысится.
В этой связи позиция Игоря Коломойского, который выступает наиболее активным противником новой модели, может выглядеть не совсем логичной.
Есть еще один факт, который указывает на возможный интерес предпринимателя. Коломойский ранее заявлял, что хочет принимать участие в приватизации «Запорожьеоблэнерго». С введением рынка доходы компании должны вырасти. А это значит, что и «Запорожьеоблэнерго» обойдется покупателю дороже.
Что касается сетевых компаний (экс-облэнерго), то для них реформа никаких выгод, кроме головной боли и неудобств, не принесет. Очень показательной в этой связи выглядит картина голосования «за» или «против» внедрения нового рынка с 1 июля в Совете директоров оптового рынка электроэнергии: 50% на 50%. «За» — всепредставители генерации, «против» — всепредставители ОСР.
На стороне производителей и Рината Ахметова – НКРЭКУ, Минэнергоуголь, профильные ассоциации. На стороне поставщиков и Коломойского – международные финансовые организации, президент, западные партнеры.
Есть еще одно обстоятельство, которого стоит опасаться, говорит глава аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий: «Рынок – это вообще хорошая идея, но если после его внедрения что-то пойдет не так, от нее могут вообще отказаться. А это самое худшее, что может произойти».