Украина по-прежнему остается единственной страной в Европе, в которой оборот огнестрельного оружия никак не урегулирован законодательно.
Единственным нормативным актом, который хоть как-то определяет порядок оборота оружия в Украине, остается инструкция Министерства внутренних дел от 7 октября 1998 года № 637/3077, которая не является законом. Она принята до введения в действие действующего Уголовного кодекса в 2001 году и, на мой взгляд, не способна регулировать правоотношения, которые складываются в Украине в условиях фактического военного положения. В свою очередь, УК Украины предусмотрена уголовная ответственность за незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами.

Георгий Тигишвили
адвокат, управляющий Law Firm TIHISHVILI
В ноябре прошлого года в парламенте зарегистрировали сразу два законопроекта об обороте гражданского огнестрельного оружия.
Авторами первого законопроекта №4335 (основного) являются Игорь Фрис, Александр Федиенко и Александр Бакумов (все – «Слуга народа»). Этот документ был одобрен парламентским Комитетом по вопросам правоохранительной деятельности. Автором второго (альтернативного) законопроекта №4335-1 стал Андрей Шараскин («Голос»).
Депутаты предлагают ввести следующие категории оружия:
- А — автоматическое огнестрельное оружие (автоматы, пулеметы);
- В — гладкоствольное короткоствольное огнестрельное оружие (травматическое);
- С — короткоствольное огнестрельное оружие (пистолеты, кроме револьверов);
- D — длинноствольное огнестрельное гладкоствольное оружие (винтовки, карабины, ружья);
- Е — длинноствольное огнестрельное нарезное и комбинированное огнестрельное оружие.
Законопроектом 4335 предлагается ввести удостоверение владельца оружия – документ аналогичный водительскому удостоверению. В нем будут перечислены категории оружия, которое может приобрести владелец документа. Кроме этого, на каждую единицу оружия предлагают ввести техпаспорт с серийным номером оружия и информацией о собственнике.
Такое удостоверение смогут получить граждане, отвечающие следующим требованиям:
- нет медицинских противопоказаний;
- нет судимости;
- если не привлекались к административной ответственности в течение последнего года по статьям 130, 172, 172, 173, 173, 173, 174, 183, 184, 185, 186, 186, 187, 190-195, 203, 203, 204, 204-204.
К покупке гражданскими лицами запрещено лишь оружие категории А. Кроме того, для желающих иметь оружие вводятся возрастные ограничения. Покупка оружия категории D разрешается для лиц 18 лет и старше, категория В разрешается после 21 года. Право на покупку оружия категории Е предусмотрено только с 25-летнего возраста. Категория С предусматривает более строгие правила. Владелец должен быть старше 28 лет и обязателен стаж владения другими видами огнестрельного оружия не менее пяти лет.
Законопроектом разрешается хранение оружия только дома и запрещается выносить его за пределы квартиры или дома. Использование оружия разрешается только при необходимости самообороны. Исключением из этого правила является охота в специализированных угодьях и занятия стрельбой.
Ключевое отличие же альтернативного законопроекта 4335-1 заключается в том, что помимо хранения оружия дома разрешено его ношение и регламентируется его порядок.
Легализация огнестрельного оружия воспринимается неоднозначно даже в профессиональном сообществе. В конце января глава Национальной полиции Украины Игорь Клименко сказал в интервью, что не поддерживает легализацию оружия:
«За 2020 год мы изъяли из незаконного оборота более 3 тыс. единиц огнестрельного оружия. Пока мы не наведем порядок с нелегальным оружием, в том числе это касается и гранат, и взрывчатки, я считаю, что слишком рано нашим гражданам доверять огнестрельное оружие».
Сейчас в Верховной Раде идет битва: МВД лоббирует законопроект, который фактически замораживает текущее состояние вещей, а специалисты и общественность (представители импортеров, производителей) заинтересованы совсем в другом законопроекте, рассказал председатель наблюдательного совета УАВО Георгий Учайкин.
Полиция на протяжении 30 лет отрицала, что гражданам необходимо иметь право на оружие законным способом. Они сегодня предоставляют монопольно охранные вооруженные услуги бизнесу. С принятием закона они утратят монополию и получат конкуренцию со стороны частных охранных компаний, которая позитивно скажется на качестве услуг. Понятно, что полиция не заинтересована в этом, их полностью устраивает существующий порядок вещей. Плюс те деньги, которые выделяются из бюджета на борьбу с незаконным оборотом оружия, позволяют им получать заоблачные зарплаты, премии. Это не больше, чем имитация бурной деятельности

Георгий Учайкин
глава набсовета Украинской ассоциации владельцев оружия
Сам факт того, что наконец-то в стране появилось сразу два законопроекта, уже стоит воспринимать как шаг в направлении в верную сторону, отметил член Ассоциации юристов Украины Владислав Грищенко.
Определенным плюсом появления соответствующего законодательства является конкретное определение понятий и терминов, касающихся гражданского оружия. Хотя следует отметить, что подобные законопроекты раньше уже пытались разработать, но дальше проектов дело не пошло в силу разных причин.

Владислав Грищенко
член Ассоциации юристов Украины
Если хотя бы часть из миллионов единиц нелегального оружия, находящегося на руках у населения, будет легализована и внесена в официальный реестр, то это станет серьезным прорывом в борьбе с незаконным оборотом, считает эксперт.
Каким путем пойдет Верховная Рада — проголосовав за основной проект №4335, который требует дополнительных разработок и нормативных актов, или №4335-1, который является более последовательным и продуманным по своей сути, — покажет время.
По словам Грищенко, сам факт того, что в Украине вопрос не просто поднимается на уровне Верховной Рады, но документы пришли в сессионный зал, обнадеживает.