В ближайшие 3-5 лет приватизации государственных инфраструктурных монополий (пусть даже частичной) ожидать не стоит. Относительно реальный максимум – продажа небольших пакетов акций на IPO. Так утверждают топ-менеджеры четырех госкомпаний – «Укрзализныци», «Укрпошты», аэропорта «Борисполь» и «Укрэнерго».
Руководители четырех компаний в пятницу, 25 октября, собрались на дебаты «Государственные инфраструктурные монополии: оставить нельзя приватизировать», где поделились своим видением будущего возглавляемых ими компаний.
Ведь новые правительство и парламент взяли стремительный курс на продажу госкорпораций. В ближайшее время Кабмин планирует значительно сократить перечень стратегических государственных предприятий, которые не подлежат приватизации.
«Укрзализниця»
Наиболее подготовленной к приватизации на сегодня правительство видит «Укрзализныцю» (УЗ). Глава УЗ Евгений Кравцов на днях даже объявил, что запуск процесса подготовки к IPO – вопрос буквально ближайших недель. Стоимость компании на сегодня оценивается в $14-16 млрд, и в перспективе продажа миноритарного пакета акции на зарубежной бирже могла бы принести бюджету около $3-4 млрд.
«IPO – это конец пути и, скорее, pusher для государства», – отмечает директор по стратегическому развитию УЗ Антон Саболевский.
Впрочем, это отнюдь не означает, что уже в ближайшие годы мы увидим, как часть ж/д компании перейдет в частные руки.
«IPO – это конец пути и, скорее, pusher для государства», – отмечает директор по стратегическому развитию УЗ Антон Саболевский. Само только разделение «Укрзализныци» на трех операторов – пассажирского, грузового и инфраструктурного – займет как минимум два года, говорит Саболевский. К примеру, в Польше, где грузовая «дочка» госмонополии PKP Cargo не так давно была успешно приватизирована в 2013 году, весь процесс – от демонополизации рынка, отделения и выхода на IPO – растянулся на десяток лет. При этом сама компания потеряла около 45% рынка грузоперевозок. «Укрзализныце» пока предстоит сложный процесс повышения эффективности – в компании грядут массовые сокращения персонала и изменения структуры депо.
«Укрпошта»
Об IPO «Укрпошты» говорить пока совсем рано – за последние три года даже не был проведен аудит финотчетости компании, без которого говорить о приходе инвесторов нет смысла.
«Наше IPO – точно не перспектива 2020 года», – подчеркивает замгендиректора по стратегии «Укрпошты» Константин Мишутин.
«Наше IPO – точно не перспектива 2020 года», – подчеркивает замгендиректора по стратегии «Укрпошты» Константин Мишутин. У компании, говорит он, потребность в инвестиционных средствах – на десятки миллиардов гривен, которые взять пока неоткуда. Ведь до сих пор госпредприятия были лишены возможности распоряжаться собственным имуществом, в том числе и для того, чтобы использовать его как обеспечение по кредиту. На днях Кабмин снял это ограничение. «Теперь для нас хотя бы открывается путь для привлечения кредитных средств под залог имущества», — не скрывает радости Мишутин.
Один из наиболее реальных вариантов привлечения средств – найти стратегического инвестора. «Укрпоштой» уже серьезно заинтересовались большие китайские компании. Ранее в интервью глава оператора Игорь Смелянский говорил, что речь идет о сотнях миллионов долларов инвестиций.
«Укрэнерго»
Что касается «Укрэнерго», то ее приватизация в ближайшее время «была бы очень неуспешной», считает замдиректора по инвестициям компании Владимир Кудрицкий. Как минимум потому, что ее доходность сегодня определяется регулятором по формуле «затраты+». «Для привлечения частных инвестиций нужно сначала изменить модель регулирования», — говорит он.
Вывести «Укрэнерго» на IPO возможно не ранее чем через три-пять лет.
Причем на первом этапе на бирже продавать лучше всего совсем небольшой пакет акций в размере 5-10% для того, чтобы понять интерес инвесторов к компании, считает Кудрицкий.
Пока же, по мнению топ-менеджеров, задача государства – улучшить корпоративное управление госкомпаний. Для этого нужно завершить процесс корпоратизации и создания независимых наблюдательных советов, а также обеспечить работу регуляторов, говорит в свою очередь Андрей Бойцун, старший советник министра экономики. Регуляторы уже действуют в сфере энергетики (НКРЭКУ) и в телекоме (НКРСИ). Создание Нацкомиссии по регулированию транспорта (НКРТ) планируется в рамках закона о транспорте, который должен быть рассмотрен в Верховной Раде.