Лариса Боден, совладелица фирмы «Агро-Фокус», одного из крупнейших в Украине поставщиков спаржи под брендом «GourmeT из Любимовки», начала свой аграрный бизнес из любви к мужу.
12 лет назад она засадила 19 соток у себя в огороде диковинным овощем – аспарагусом, чтобы ко дню рождения порадовать супруга – основателя компании «Чумак» шведа Йохана Бодена. В то время купить эту спаржу в Украине было практически невозможно. Поэтому она через венгерских фермеров завезла из Нидерландов 1,5 тысячи саженцев по 40 центов за штуку.
«С этой инвестиции в $700 все и началось», – вспоминает Лариса Боден.
К настоящему времени в производство аспарагуса она с партнером инвестировали более $200 тыс. Сегодня ее фирма выращивает эту культуру на более 20 га и планирует расширить площади до 35 – 50 га. «Сейчас мы не покрываем даже спрос, который есть на украинском рынке», – говорит госпожа Боден. А у компании в планах еще и поставки за рубеж.
Лариса Боден превратила подарок на день рождения мужу Йохану Бодену (на фото они вместе) в успешный бизнес
Выгодный овощ
Аспарагус в Украине мало известен широким массам. «Его даже с поля не воруют», – говорит Лариса Боден. В далеком 2007-м эта культура вообще никого не интересовала. Тем не менее, несколько лет назад ей удалось убедить своего нынешнего партнера Константина Сосну поменять его клубничный бизнес на аспарагус.
Этот средиземноморский низкокалорийный овощ богат белками и микроэлементами, содержит витамин А. Он способствует нормализации желудочно-кишечного тракта, помогает работе печени. Популярен он в Европе и США. В Украине он в основном продается в двух видах – белый и зеленый, но есть еще и фиолетовый. Зеленый аспарагус растет на обычной грядке, а белый (именно он считается деликатесом) – под землей и накрывается специальной солнцезащитной пленкой. Из белой спаржи готовят гарниры и супы, а зеленый запекают с соусами и пармезаном, готовят на гриле.
Зеленый аспарагус выращивать проще, и основная доля продаж приходится на него, хотя объемы продаж белой спаржи растут, говорит Боден. Цена в рознице отличается значительно. Килограмм зеленой спаржи стоит 90 грн, а белой – 100 – 120 грн. А на уровне европейских цен и даже выше – в Европе в сезон цена составляет порядка 3 евро за килограмм. Себестоимость производства первого вида около – 40 грн, а второго – 55 грн. Но выход с одного гектара у белого аспарагуса больше.
Особенность спаржи в том, что она может плодоносить 10, а иногда и 16 лет подряд. Но лучше менять культуру через восемь лет, чтобы земля смогла «отдохнуть». Главные затраты в этом бизнесе – стоимость саженцев (она составляет порядка 5 тыс. евро на гектар), а также капельное орошение (это еще 2 тыс. евро на гектар за сезон).
Но эти затраты окупаются с лихвой. По словам Константина Сосны, первый полный урожай с гектара составляет порядка 3-х тонн, а еще через несколько лет – уже 5 – 8 тонн.
Побеги появляются весной, спаржа плодоносит с апреля по июнь. Аспарагус растет очень быстро — до 7 сантиметров за сутки. Собирают его дважды в день, на выходе получается срезать 200 кг с гектара, максимум – 300 – 500 кг. Следовательно, только за одну неделю можно получить 6 тонн урожая с гектара. Чем жарче и солнечнее – тем больший урожай.
Еще одно преимущество этого бизнеса в том, что культуру можно выращивать на песчаных легких породах. Чернозем ей не подходит – она не любит «тяжелых» почв.
Трудности спаржевых заработков
Главная проблема при выращивании спаржи – ручной труд. Механизировать его пока не удалось ни в Америке, ни в Польше, ни в Германии. В США ее собирают мексиканцы-нелегалы, в Европе – украинские «заробитчане». Компании Боден в сезон приходится нанимать 30 – 50 местных жителей.
Они собирают спаржу, а весной и осенью наворачивают специальные гряды высотой 35 – 45 сантиметров. В зависимости от возраста кустов, эта горка увеличивается, так как корневища аспарагуса поднимаются выше. Также рабочие тщательно обрабатывают деликатесный белый аспарагус. Чтобы он не краснел, после срезки его необходимо немедленно обрабатывать холодной водой и упаковывать в специальную тару.
Но, наверное, сложнее всего – это найти сбыт для этой экзотической продукции. Компаньоны поставляют ее в два десятка столичных и несколько херсонских ресторанов. Розница берет спаржу неохотно. В настоящее время их аспарагус продается в торговых сетях «Сильпо», METRO, Billa, «ЭКО маркет» и GoodWine. Три раза в неделю Лариса и Константин доставляют ее на распределительные центры сетей самостоятельно. Для этого арендуют специальные холодильные машины.
Пока этого достаточно, чтобы продать всю свою продукцию. «На сегодня мы не покрываем даже спрос, который есть на украинском рынке, – говорит Лариса.
Есть у партнеров планы выйти и на международный рынок. Для этого необходимо нарастить объемы производства. На украинском рынке большими можно назвать партии по полторы-две тонны. А вот для поставок, например, в Польшу нужно не менее 5 тонн. Сейчас партнеры ведут переговоры с поставщиками. «Я думаю, ближе к декабрю мы будем понимать, сможем ли мы в следующем сезоне начать экспортные поставки», – говорит Сосна. Для этого фирма хочет нарастить площади под посадку культуры – до 30 – 35, а возможно и 50 гектар.
Чтобы это произошло, компания приобрела автоматическую сортировочную линию, которая позволит более быстро мыть, обрезать и калибровать собранные овощи. Обошлось это удовольствие в порядка 50 тыся евро. Но предприниматели рассчитывают, что вложения окупятся: если раньше тонну нужно было обрабатывать целый день, то сейчас это можно сделать за час. А еще необходимо закупить гидрокуллер, найти складские помещения, вложиться в бренд.
Для этого нужны большие инвестиции, и для двух человек эта задача пока слишком сложная. «Я заинтересована в том, чтобы были еще партнеры – большие, маленькие, здесь, рядом с нами, чтобы мы могли вместе собрать большую партию и отправить ее в Европу», – говорит Боден.