14 февраля во многих странах будут отмечать День святого Валентина, который уже давно стал коммерческим праздником. Этим маркетинговым поводом пользуются ритейлеры всего мира. В США, к примеру, используют агрессивные маркетинговые стратегии. Не отстают от них и украинские продавцы ювелирных изделий, цветов и других романтических товаров. Некоторые из них добиваются роста дневной выручки в пять-семь раз. И вот как им это удается.
Когда и как начали зарабатывать на Дне влюбленных
Массовое производство символа праздника — валентинок — началось в середине 19 века. Идея пришла в голову американке Эстер Гауленд, которой за год удалось продать открыток в форме сердечек на $5 тыс. После этого она открыла полноценную сборочную линию и зарабатывала колоссальную по тем временам прибыль — около $100 тыс. в год. Позже к ней присоединились и другие предприниматели, организовав глобальную кампанию по продаже не только открыток, но и цветов, сладостей и прочих атрибутов романтических отношений.
Кому праздник, а кому — деньги
В наше время подобные идеи для подарков уже мало кому интересны. Поэтому ритейлеры сейчас не упускают возможности заработать на этом празднике, придумывая довольно необычные маркетинговые стратегии для привлечения покупателей.
В частности, американский Burger King предлагает принести в ресторан фотографию бывшего партнера или какие-то его вещи и положить их в «коробку расставания». За это клиенты получат бесплатный гамбургер. Еще одно кафе быстрой еды Qdoba Mexican Eats придумало следующую акцию: клиенты могут получить бесплатную еду за поцелуй любого человека или предмета, например, облобызав ножку стула или пол.
решило расспросить украинских ритейлеров о маркетинговых стратегиях, которые они используют, чтобы заработать на этом празднике.

«Ко Дню влюбленных в этом году мы предоставляем скидку в размере 30% на весь ассортимент. Иногда бывает дополнительная скидка — 14% к дисконтной карте постоянных клиентов. В прошлом году мы дарили карточку со скидкой в размере 500 гривен на следующую покупку от 2 тыс. грн. Благодаря подобным акциям товарооборот в этот день увеличивается в пять раз в сравнении с обычными днями. При этом каждому покупателю мы дарим валентинки.
Помимо этого, ежегодно «Брокард» проводит конкурсы для подписчиков в социальных сетях. Они могут поделиться своим пониманием любви, лучшими признаниями или же оригинальными способами празднования Дня влюбленных. Победителю конкурса мы обычно дарим парные ароматы для девушки и парня от одного бренда, тематические наборы или подарочные карты».

«Укрзолото» ко Дню влюбленных проводит следующую акцию: «Подарю тебе сердце и ключик». Ее суть заключается в том, что при любой покупке в нашем магазине вы регистрируетесь на сайте, получаете промокод и становитесь участником акции. Среди них компания рандомно выбирает победителя и дарит ему подарок.
На 14 февраля мы делаем скидки от 50% до 70%. Однако для нас этот праздник не самый пиковый для продаж, в отличие от Нового года и 8 Марта».

«Подготовку ко Дню влюбленных мы начинаем за две недели до праздника. Мы готовим много каркасов и разных животных из цветов. В этом году также будет много композиций, коробок, корзин с сердечками. Помимо этого, у нас есть система скидок для постоянных клиентов в размере от 10% до 20% на различные букеты и композиции.
Цветы заказываем за месяц до праздника. Делаем мы это либо на аукционе в Голландии, либо у производителей цветов. Поэтому цена зависит от них, поскольку перед праздниками они повышают ее приблизительно на 20%.
В нашем магазине в этот праздник покупают букеты в среднем на 1-2 тыс. грн. Чаще всего это розы, тюльпаны или пионы. Однако объем продаж на 8 Марта и 1 сентября немного больше, нежели на День влюбленных».

«В преддверии Дня влюбленных и конкретно в этот день продажи растут примерно в семь раз. Как и на 8 Марта, флористы за день делают недельную норму букетов. Больше всего покупают тюльпаны и розы. В прошлом году топовой позицией была коробочка с розами: белый Аваланч и красная Гран-При, которые сложены как Инь-Ян.
Во время подготовки ко Дню всех влюбленных мы анализируем тренды прошлого года. Своим клиентам в этот праздник ранее мы предлагали бесплатную доставку или скидки на определенные букеты. В этом же году мы решили сделать подписку на букеты. То есть ты можешь приобрести ее один раз (как на YouTube Music), и каждый месяц 14 числа твоей любимой будет приходить букет. Это поможет мужчинам, которые не любят заморачиваться с выбором букетов, и женщинам, которым будет приятно регулярно получать цветы. Цена обычная — в среднем 600-800 грн, просто с предоплатой. А среди тех, кто купит у нас букеты 13-14 числа в этом году, мы разыграем бесплатную подписку на три месяца».

«Накануне 14 февраля и в день праздника мы наблюдаем повышенный спрос, что приводит к увеличению объема продаж. Однако спрос на День влюбленных несколько ниже, чем на Хэллоуин или ко Дню матери.
К этому дню мы готовим подарочные сертификаты на покупку, которые и становятся наиболее востребованной продукцией. Спросом пользуются также духи, наборы товаров для ухода за телом и волосами, декоративная косметика. Если говорить о подарках для мужчин, то часто выбирают бритвы со сменным картриджем, классические наборы: шампунь 2 в 1 + дезодорант.
Для привлечения клиентов мы придерживаемся следующей маркетинговой стратегии: делаем скидки на самые популярные категории товаров, предлагаем приобрести два товара по цене одного, делаем онлайн-распродажи. На постоянной основе также действует программа лояльности».

«Больше всего накануне Дня влюбленных и непосредственно в этот день покупателей интересуют конфеты в подарочной упаковке и торты. Однако в сравнении с Новым годом спрос значительно меньше.
Растет также спрос на лимитированные тематические коллекции и конфеты ручной работы».
О том, как Roshen привлекает покупателей в этот день, в компании не рассказали.
Впрочем, не все украинские ритейлеры проводят кампанию ко Дню влюбленных. К примеру, сеть магазинов бытовой техники и электроники Comfy отказалась от такой идеи, аргументируя это тем, что говорить о своих чувствах нужно не один раз в году, а каждый день.