С 14 декабря 2020 года предприниматели и наемные работники смогут получить 8 тыс. грн помощи, воспользовавшись приложением «Дія». Соответствующий закон Верховная Рада приняла 4 декабря. По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, на портал уже направлено 5 тыс. заявок на получение 8 тыс. грн одноразовой помощи.
Приложение в App Store и Play Market пользователи оценили в 4 звезды из 5-ти. Пользователи приложения и портала жалуются на баги, пропажу документов и необходимость повторной авторизации. разбиралось, какие самые распространенные проблемы у «Дії» и как их можно решить.
Восемь тысяч от Зеленского: как получить
Наемные сотрудники и ФОПы (укр. фізична особа-підприємець), деятельность которых попадает под запрет в период усиленного карантина в январе, могут оформить заявку на получение помощи с 14 по 31 декабря на портале «Дия» в личном кабинете или через приложение в разделе «Услуги». После проверки данных деньги будут зачислены до 31 декабря 2020 года.
Для оформления выплаты нужно зарегистрироваться или авторизоваться (если регистрировались раньше) в кабинете гражданина на diia.gov.ua с помощью электронной подписи или BankID.
В разделе «Услуги» следует выбрать «Одноразовая материальная помощь ФОП и наемным работникам». Это действие позволит автоматически проверить данные в Реестре застрахованных лиц Пенсионного Фонда Украины на соответствие условиям получения помощи. После этого нужно подтвердить текущее место работы. Далее потребуется ввести номер своего гривневого счета в формате IBAN. Деньги можно получить только на личный счет (узнать IBAN своего счета можно здесь). Затем нужно проверить и отправить заявку и ожидать уведомление о начислении выплаты.
Чтобы воспользоваться услугой в приложении, нужно авторизоваться там через свой Приват24, Monobank или BankID НБУ. В разделе «Услуги» следует нажать «Получить помощь» — это действие позволит автоматически проверить данные в Реестре застрахованных лиц Пенсионного фонда Украины на соответствие условиям получения помощи. Далее потребуется ввести номер гривневого счета в формате IBAN (узнать IBAN своего счета можно здесь) и ожидать уведомление об обработке заявки.
В заявлении на портале и в приложении автоматически формируются:
- регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от получения регистрационного номера налогоплательщика, официально сообщили об этом в соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
- адрес места жительства;
- принадлежность наемного работника или физического лица-предпринимателя к категориям лиц, имеющим право на выплату единовременного пособия (подтверждается путем проставления соответствующей отметки в заявлении).
Что не так с «Дія»: проблемы и способы решения
- Приложение тормозит.
Для корректной работы приложения «Дія» его нужно обновить до последней версии 2.0.20. Чтобы проверить версию, следует зайти в приложение, нажать «Меню» в правом углу экрана и скроллить в самый низ.
Иногда приложение «тормозит» из-за проблем в смартфоне. Здесь может помочь банальная перезагрузка смартфона или высвобождение дополнительной памяти.
Пользователи в Facebook советуют удалить приложение, скачать его вновь и заново авторизоваться.
- Услуга одноразовой выплаты недоступна. Отображается как «в разработке».
В первый день работы новой услуги пользователи портала и приложения отмечали, что сервер перегружен. Выход – подождать и/или обновить приложение.
- «Дія» не подтянула документы.
Распространенная жалоба пользователей на то, что «Дія» не подтягивает документы или документы пропадают.
Документы могли не подтянуться из-за изменения личных данных или внутреннего сбоя сервера. Выход: проверить корректность всех личных данных и подождать. Подтверждение в «Дія» может занять некоторое время, потому что всю информацию проверяют люди, а не система. Если документы все же не появились, нужно записаться в электронную очередь и идти в сервисный центр.
- Заявка долго обрабатывается.
Как объяснили в «Дія», срок обработки заявки зависит от загрузки сервисного центра МВД, в который направили заявку. Каждую заявку в сервисном центре внимательно обрабатывают: проверяют данные по нескольким реестрам, базам и даже направляют запросы в сервисные центры, где выдавались документы. Решение: запастись терпением.
Что делать, если сроки подачи заявки пропущены?
Как сообщил член Ассоциации юристов Украины, юрист Digilaw Евгений Каташинский в комментарии для , информация о том, что 31 декабря – дедлайн для подачи заявки, является недостоверной.
Пункт 5 Порядка обращения и предоставления в 2020 году единовременной материальной помощи застрахованным лицам, которые могут потерять доходы в случае полного запрета сферы их деятельности вследствие усиления ограничительных противоэпидемических мероприятий, введенных с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS -CoV-2, утвержденный постановлением КМУ № 1233 от 09.12.2020 (далее – Порядок № 1233), определено, что выплаты осуществляются по заявлениям, которые представлены до 21 декабря включительно.
На вебсайте «Дія», так же как и в Telegram канале Михаила Федорова и канале «Дія» распространяется информация о том, что 31 декабря – последний день подачи заявки.
Порядком № 1233 определено 21 декабря в качестве дедлайна, поэтому следует ориентироваться именно на эту дату.
Если человек пропустил сроки подачи зявкы по своей вине – изменить ничего нельзя.
«Порядок № 1233 четко связывает право на получение материальной помощи с необходимостью подачи заявки в установленный период – до 21 декабря. То есть, если лицо не приняло никаких мер для того, чтобы подать такую заявку, то оно автоматически теряет право на получение материальной помощи», – рассказал он.
Но если лицо не смогло подать заявку по техническим причинам (не работало приложение и веб-сайт «Дія»), то в этой ситуации шансы получить материальную помощь есть, поскольку лицо имело законные ожидания на получение материальной помощи, однако по причинам, не зависящим от него, оно пропустило этот срок.
Наиболее эффективным в таком случае является обращение в суд. Следует заметить, что придется заплатить 840,8 грн судебного сбора (который с 1 января повысится до 908 грн), а также сжечь расходы на правовую помощь. Обращаться в другие органы нет смысла, поскольку Порядок №1233 определяет процедуру выплат. Государственные органы не будут иметь полномочий на осуществление выплаты материальной помощи за пределами определенных сроков, поскольку такие действия с юридической точки зрения будут считаться неправомерными.
«Если вы не можете подать заявку по техническим причинам и намерены обращаться в суд, вам, прежде всего, необходимо зафиксировать такие технические проблемы. Снимите на видео, как вы авторизируетесь в приложении и на вебсайте« Дія »и что происходит дальше (приложение и вебсайт зависают, не отправляют заявку, или выдают ошибку т.д.)», – добавляет Евгений Каташинский.
Среди требований к видео юрист отмечает следующие:
- Видео должно предоставлять возможность четко идентифицировать Вас (например, чтобы в кадр попал Ваш паспорт/водительское удостоверение и идентификационный код).
- На видео должны быть проставлены дата и время.
- Рекомендуем снять несколько таких видео, а также снять дополнительно еще один в последний день подачи заявок – 21 декабря около 23:59:59.
«Все это поможет доказать в суде, что вы пытались реализовать свое право на получение материальной помощи, однако по причинам, не зависящим от вас, не смогли подать заявку. В дальнейшем обратитесь к юристу, который подготовит документы и подаст иск в суд», – рассказал он.
Какие есть законные основания для обращения в суд?
Евгений Каташинский отмечает следующие:
Ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О социальной поддержке застрахованных лиц и субъектов хозяйствования на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, введенных с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 04.12.2020 № 1071 -IX закрепляет право застрахованного лица на получение материальной помощи в размере 8000 грн.
Ч. 2 ст. 2 указанного закона определяет, что выплата единовременной материальной помощи застрахованным лицам осуществляется на основании заявлений застрахованных лиц, представленных ими в электронной форме с использованием Единого государственного вебпортал электронных услуг.
То есть, законодателем определена единая форма подачи заявления – электронная. Порядком № 1233 определен период, в течение которого лицо имеет право на подачу заявления, до 21 декабря. Таким образом, невозможность подачи такого заявления из-за технических неполадок в работе электронной системы нарушают законодательно установленное право лица на получение материальной помощи.