Из-за нехватки полупроводников убытки автомобильных производителей только в 2021 году превысят $210 млрд. В 2022 году ситуация ухудшится ещё больше.
Автопром уже второй год не может выбраться из ловушки, в которую сам же себя и загнал. Когда останавливаются заводы, инструментов минимизировать издержки не так уж много. После того, как в начале 2020 года из-за пандемии и локдаунов продажи опали, как озимые, отделы закупок бросились отменять заказы на компоненты. Включая полупроводниковые микросхемы, применяемые во всевозможных блоках управления – от бесключевого доступа и вплоть до автопилотов. Чем тут же воспользовались производители компьютеров, смартфонов, игровых консолей и прочих гаджетов, спрос на которые из-за домашнего заточения взлетел обратно пропорционально спросу на персональный транспорт.
Отдельная, но параллельная история – рост курсов биткоина и других виртуальных валют, а значит и спрос на видеокарты для криптоферм. И когда в сентябре-октябре автопром с удивлением обнаружил, что спрос восстанавливается быстрее, чем падал, оказалось, что полупроводники заказать негде. Все квоты на закупки кремниевых пластин и на печать микросхем выбраны, а производство расписано на 10 — 12 месяцев вперёд.
Какие компании потеряли на нехватке полупроводников
Но с настоящим дефицитом корпорации столкнулись уже в этом году, когда из-за недостачи самых крохотных деталей пришлось останавливать производство. По подсчётам ФАУ, из-за вынужденного «режима ожидания» Ford уменьшил объем производства на 700 тыс. автомобилей, Stellantis (PSA+Fiat) – на 600 тыс., Renault Group – 415 тыс. Даже на самых развитых европейских рынках продажи новых автомобилей упали на 20 — 30%. Суммарно же, по оценкам консалтинговой компании AlixPartners, только в этом году производство автомобилей сократится на 7,7 млн, то есть концерны недополучат $210 млрд прибыли. Аналитики IHS Markit оценивают нынешнее сокращение производства в 5 млн. автомобилей, а вот в следующем году оно достигнет 8,4 млн автомобилей.

Топ-10 производителей и стран ЕС с наибольшим падением продаж (09.2021 vs 09.2020). Инфографика: ФАУ
Но дефицит больно ударил по всем, ведь сегодня микропроцессоры используются везде – от электронных зубных щёток до танкеров. Его ощутили даже те самые ненасытные производители бытовой электроники. Рынок лихорадило не только от пандемии. Тут и крупные пожары на двух японских заводах по производству полупроводников – следствие попыток форсировать производство. И аномально холодная зима в Техасе, где сосредоточены основные производственные мощности американских чипмейкеров. И «обезвоживание» Тайваня, который является мировым лидером по производству полупроводников — из-за небывалой засухи банально не чем было охлаждать станочный парк. Большую роль сыграла и длительная американо-китайская «торговая война» — США ограничили доступ китайских компаний к западным технологиям.

Потери производителей на рынке США из-за дефицита полупроводников. Инфографика: Detroit Free Press
Производители чипов
Обычно разработчики микросхем (fabless-компании уровня AMD, Apple, Nvidia, Qualcomm и т. д.) отдают производство сторонним «литейщикам», чаще всего находящимся в Юго-Восточной Азии, где по-прежнему низкий уровень трудозатрат. Вы когда-нибудь слышали про тайваньский бренд TSMC? А ведь это не просто мировой лидер по выпуску сложных микросхем – он контролирует более 50% рынка. То есть печатает микрочипов больше, чем ближайшие конкуренты (Samsung, Intel и Micron) вместе взятые.
Прогноз рынка
Разумеется, все поставщики стараются одновременно увеличить сроки исполнения заказов, повысить цены и нарастить производство. По оценкам аналитиков International Data Corporation, до конца года доходы чипмейкеров вырастут на 17,3%, после чего сектор стабилизируется и к следующему лету выйдет из кризиса. А ближе к второй половине 2023 года на рынке может и вовсе образоваться избыток предложения из-за нынешнего лихорадочного роста производственных возможностей.
Ситуация в Украине
На нашем рынке кризис, связанный с дефицитом полупроводников, долгое время ощущался куда слабее, чем в ЕС. Большинству импортёров удавалось удовлетворить спрос за счет запасов, накопленных во время карантина. Но сейчас картина в целом коррелируется с европейской. Очереди на наиболее востребованные комплектации растут, как и цены. Опыт соседних стран показывает, что в условиях повышенного спроса алчные дилеры будут «догружать» автомобили всевозможными аксессуарами, увеличивая отпускную цену на 20 — 30%. И покупателям придётся платить за резиновые коврики по цене парктроников, ибо желающих приобрести новый автомобиль с пластиковыми заглушками на месте мультимедиа больше, чем самих автомобилей. И эта ситуация продержится как минимум до лета.

За последний год цены на микрочипы выросли в 3-4 раза. Фото: TSMC