Facebook Pixel

Безопасность на дорогах и как ее добиться

За первые четыре месяца этого года в Украине зафиксировано 55 791 дорожно-транспортное происшествие. Этот показатель на 23,2% превышает показатели ДТП за январь-апрель прошлого года (45 272).

В то же время количество ДТП с пострадавшими снизилось. Число травмированных уменьшлось на 14,7% (7220 человек), а погибших — на 17,4% (785). Об этом свидетельствуют данные патрульной полиции Украины.

Самым распространенным нарушением полицейские называют правила маневрирования – 23 159 случаев. На втором месте – превышение безопасной скорости (13 709). На третьем – несоблюдение дистанции во время движения (9198). На четвертом – нарушение правил проезда перекрестков (3433). И на пятом – управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (1421).

Безутешная статистика

Ситуация с безопасностью дорожного движения остается довольно сложной. Украина – одна из рекордсменов среди европейских стран по количеству погибших и пострадавших в ДТП. В прошлом году на дорогах страны погиб 3541 человек, это — 7,9 смертей на 100 тыс. населения. В Германии же этот показатель в прошлом году составил 3,2.

По мнению основателя блога autogeek.com.ua Евгения Муджири, рост числа ДТП связан с увеличением автопарка в стране.

«Автомобилей становится действительно больше. Благодаря сначала «евробляхам», а теперь и «биткам» из США, транспортные средства стали доступнее, их смогли себе позволить люди, которым не нужно копить на автомобили годами – достаточно нескольких средних киевских зарплат, и вы за рулем подержанной иномарки. Вместе с ростом количества автомобилей наблюдаем падение ответственности водителей и вообще культуры вождения».

Евгений Муджири

Евгений Муджири

основатель блога autogeek.com.ua

Причины такой статистики лежат в плоскости недостаточных мер со стороны властей, считает транспортный эксперт Павел Кушнирюк.

«Интересно, что в Украине с 2018 года действует государственная программа повышения уровня безопасности на дорогах. Есть источник ее финансирования – это 5% от средств дорожного фонда, что составляет порядка 2,5 млрд грн ежегодно, есть агентство, ответственное за реализацию этой программы. Но за этот период большинство запланированных мероприятий не были реализованы, и только в 2020 году начались первые шаги по ее выполнению».

Павел Кушнирюк

Павел Кушнирюк

транспортный эксперт

Классический комплекс мер по повышению безопасности включает в себя следующие векторы:

  • безопасные дороги;
  • эффективная система контроля за нарушениями;
  • реагирование на ДТП и оказание неотложной помощи;
  • образовательный и информационный аспекты.

При этом, если в большинстве стран фундаментом системы является безопасная инфраструктура, то в украинском подходе акцент почему-то делается на «кнут»: усиления системы контроля, инновационные методы фиксации нарушений, повышения штрафов и т. д. Вместо этого, по словам Кушнирюка, нужно больше внимания уделять безопасной и эффективной инфраструктуре, а именно строить кольцевые развязки на нерегулируемых перекрестках, удобные и безопасные пешеходные переходы.

«Стоит отметить, что в этом направлении есть позитивные сдвиги. С 2021 года все проекты ремонта и строительства автомобильных дорог проходят обязательный аудит дорожной безопасности. Цель такого аудита заключается в проверке проектных решений именно на предмет мер безопасности дорожного движения. Что касается системы контроля и борьбы с нарушениями правил дорожного движения, то она должна быть более адекватной, а применение ограничений для водителей на дороге должно соответствовать реальной дорожной обстановке. Неадекватные решения власти приводят к игнорированию их исполнения со стороны водителей и, как следствие, неуважению к правилам дорожного движения в целом».

Павел Кушнирюк

Павел Кушнирюк

транспортный эксперт

Помогут ли камеры?

Одной из первых начала планомерное внедрение дорожных камер более 20 лет назад Великобритания (первая камера, фиксирующая скорость авто, была установлена в 1992 году). За этот период показатели смертности на британских трассах снизились почти в три раза. В Украине система фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения заработала год назад – 1 июня 2020 года. По словам заместителя министра внутренних дел Антона Геращенко, после запуска системы аварийность на участках дорог с камерами снизилась втрое. При этом на некоторых дорогах аварии прекратились вообще.

«Камеры автофиксации свою роль выполнили на отлично. В местах, где они установлены, действительно можно наблюдать существенное снижение количества аварийных ситуаций, связанных с превышением скорости. Иногда даже имеют место курьезные ситуации: вместо знака населенного пункта на белом фоне устанавливают знак на синем фоне, автоматически позволяющий ехать со скоростью не 50, а 90 км/ч, но водители по привычке могут замедляться до скорости 50 км/ч, боясь попасть в базу нарушителей и получить селфи с камеры автофиксации.
 Кроме того – все камеры отмечены дорожными знаками. Это еще один повод быть внимательнее на дороге и не отвлекаться от вождения на посторонние раздражители. По сути, штрафы за превышение сегодня платят только невнимательные водители, которые не заметили соответствующий знак у обочины. Или те, кто еще не научился пользоваться современными навигаторами, где эти камеры тоже отмечены».

Евгений Муджири

Евгений Муджири

основатель блога autogeek.com.ua

Что дальше?

Поскольку борьба за безопасность на дороге – это комплекс мер, а не только лишь одни камеры автофиксации и штрафы, нужно постепенно внедрять и остальные: наносить разметку и устанавливать знаки так, чтобы они не имели двояких чтений, говорит Муджири.

Сравнивая ситуацию на дорогах в Украине и в Европе, например, можно сказать, что у них ездить безопасней по одной простой причине — дорожная инфраструктура там организована таким образом, что нарушить ПДД — нужно постараться и действительно этого захотеть, отмечает эксперт.

Quote«У нас же можно это сделать случайно, просто запутавшись в разметке или знаках. Так быть не должно», — говорит Муджири.

В европейских странах реализуется политика shift to rail, которая предусматривает комплекс мер по переводу пассажира с автомобильной дороги на поезд. В 2020 году утверждена стратегия мобильности ЕС, согласно которой планируется инвестировать в развитие именно железнодорожных пассажирских перевозок как основного направления для междугородних поездок. И к 2030 году планируется увеличить пассажиропоток на железной дороге в два раза.

«В городах на безопасность дорожного движения существенно влияет эффективность работы общественного транспорта. Когда поездка в городе общественным транспортом — удобная и прогнозируемая, жители отдают предпочтение ему вместо личного авто. В этом случае город становится менее загруженным и, кроме безопасности на дорогах, также улучшается экологичная ситуация».

Павел Кушнирюк

Павел Кушнирюк

транспортный эксперт

Для снижения аварийности на украинских дорогах стоит поработать с дорожной инфраструктурой, считает управляющий адвокатским бюро «Александра Кудрявцева» Александр Кудрявцев.

«Необходимо переоборудовать пешеходные переходы в надземные и подземные, тем самым максимально исключив выход пешехода на проезжую часть. Активнее применять звуковые и световые сигналы на пешеходных переходах. Повысить уровень безопасности на остановках, как минимум оборудовать специальными отражающими столбиками. Урегулировать размещение внешней рекламы вдоль автодороги, а именно расположить бигборды таким образом, чтобы они не отвлекали внимание водителя».

Александр Кудрявцев

Александр Кудрявцев

управляющий Адвокатским бюро Александра Кудрявцева


Поблагодарить 🎉