Фото: Engin Akyurt / Pexels
Американская академия кинематографических искусств и наук 8 сентября обнародовала новые стандарты для подачи фильмов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм», чем вызвала бурление несогласных диванных киноэкспертов и крики о гей-лобби, наступающем на мир. Что на самом деле произошло?
Украинские СМИ вслед за российскими запостили новости о том, что «Оскар теперь будут вручать по новым правилам». Заголовки радостно повторяют один и тот же тезис: к премии теперь не допустят фильмы без ЛГБТ и темнокожих:
- «Оскар больше не принимает фильмы без геев, расовых и этнических меньшинств и вводит женскую квоту»;
- «Оскар»: до церемонії не допустять фільми без участі темношкірих і представників ЛГБТ;
- «Оскар» за кращий фільм вручатимуть стрічкам, де буде більше жінок, представників етнічних меншин і ЛГБТ».
Почти все, кроме «Детектор медиа», повторяют один и тот же набор критериев от киноакадемии:
- хотя бы один из ключевых героев или героев второго плана должен быть, например, темнокожим, азиатом, латиноамериканцем, жителем Ближнего Востока etc;
- по меньшей мере 30% актерского состава фильма должны составлять женщины, представители этнических групп, ЛГБТК+ или люди с инвалидностью;
- основная сюжетная линия, тема или повествование фильма должны сосредоточиться на правах женщин, расовых и этнических групп, ЛГБТК+, людей с инвалидностью;
- команда киностудии, снимающей фильм, и его пиар-группа также должны быть представлены людьми из этих групп.
В результате соцсети взорвала волна репостов, в которых, казалось бы, критически мыслящие люди повторяют тезисы «дожили, теперь «Оскар» дадут только за фильм с ЛГБТ и темнокожими» (не буду повторять эпитеты, выходящие за рамки цивилизации), «мир катится в бездну, квоты — зло», «как повезло режиссерам, которые снимали до этого дебилизма» etc.
Информация о том, что фильм без геев теперь не допустят к «Оскару» — фейк.
А теперь давайте все же прочитаем оригинал, в котором киноакадемия действительно объявила о «новых стандартах представления и включения для участия в кинопремии «Оскар» в категории «Лучший фильм».
Авторы новых правил поясняют, что стандарты разработаны для поощрения равного представительства на экране и за его пределами.
Рабочую группу возглавили губернаторы Академии Девон Франклин и Джим Джанопулос. По их словам, кинокритики вдохновлялись Стандартами разнообразия Британского института кино и критериями Британской академии кино, вручающей премию BAFTA.
Идеи британцев адаптировали под премию «Оскар», проконсультировавшись с Гильдией продюсеров Америки (PGA).
«Доступность должна расширяться, чтобы отражать разнообразное население мира как при создании фильмов, так и в аудитории, которая с ними взаимодействует. Академия стремится сыграть жизненно важную роль в том, чтобы помочь сделать это реальностью», — заявили президент Академии Дэвид Рубин и гендиректор Академии Дон Хадсон.
«Мы считаем, что эти стандарты станут катализатором долгосрочных и существенных изменений в нашей отрасли», — добавили они.
Далее по тексту становится понятно, что информация о том, что фильм без геев теперь не допустят к «Оскару» — фейк.
Во-первых, до 2024 года при подаче на «Оскар» фильма в номинации «Лучший фильм» (еще раз — только в ней) заявители будут просто заполнять анкету по заявленным стандартам.
Во-вторых, уже на «Оскар-2024» заявка должна будет соответствовать двум из четырех стандартов — A, B, C, и D. По каждой из букв необходимо соответствовать одному или нескольким критериям.
Стандарт А — этнические группы, ЛГБТ+ или права человека
Данный стандарт предлагает выбрать один из трех критериев:
- главный/второстепенный герой из недопредставленной этнической группы: азиаты, коренные жители Аляски, афроамериканцы, этнические представители Гаити, коренные американцы, латиноамериканцы etc;
- не менее 30% состава актеров должны быть из двух недопредставленных групп:
- женщины;
- ЛГБТК+;
- люди с инвалидностью, люди с когнитивными нарушениями (например, вызываемыми болезнью Альцгеймера, Паркинсона, хореей Генсингтона);
- этнические и расовые группы.
- основная сюжетная линия, тема или повествование фильма сосредоточены на недостаточно представленных группах (все тех же).
При выполнении одного (!) из трех критериев фильм подойдет под стандарт А. То есть, объясняя на пальцах, не менее 30% актерского состава могут быть, например, женщинами и представителями ЛГБТ.
Но давайте представим, что ни с одним из критериев не складывается, главные герои кровь из носу должны быть белыми гетеросексуальными мужчинами, актеры ЛГБТ не подаются на кастинг либо фильм вообще о сражении вампиров и инопланетян и не уделяет столько внимания этническим или гендерным проблемам. В этом случае предлагается рассмотреть три других стандарта.
Стандарт B — разнообразие на топ-позициях
Второй стандарт дает выбор из трех вариантов:
- наличие на креативных топ-должностях кинокомпании (таких, как, например, оператор, композитор, директор по кастингу, режиссер, продюсер, декоратор, сценарист и т. д.) от двух человек из вышеописанных недопредставленных групп.
При этом хотя бы одну из этих должностей должен занимать человек из недопредставленной этнической или расовой группы.
- наличие хотя бы шести других членов команды и технических должностей из недопредставленных групп;
- по меньшей мере 30% съемочной группы должны относиться к недопредставленным группам.
Стандарт С — доступ к образованию
Третий стандарт требует соблюсти два критерия сразу:
- возможность платного обучения и стажировки.
Компания по производству, распространению или финансированию фильма должна организовывать его для недостаточно представленных групп. При этом:
- Крупные студии должны иметь постоянное оплачиваемое обучение либо стажировку с участием недопредставленных групп в большинстве из следующих отделов: производство/разработка, физическое производство, пост-продакшн, музыка, VFX , приобретение, деловые отношения, распространение, маркетинг и реклама.
- Крупные мини-студии или независимые студии должны иметь не менее двух учеников/стажеров из указанных выше недопредставленных групп как минимум в одном из вышеперечисленных отделов.
- возможность обучения и развития навыков команды.
Компания по производству, распространению и/или финансированию фильма должна предлагать обучение и/или возможность работы для развития неординарных навыков людям из недостаточно представленных групп.
Стандарт D — рекламщики и маркетологи
Здесь только один критерий:
- несколько штатных руководителей высшего звена киностудии в отделах маркетинга, рекламы и/или распространения должны быть из недопредставленных групп.
Таким образом, фильмы «не о геях» и «не о темнокожих» подавать в номинации «Лучший фильм» не запретили, но выставили критерии, которые должны расширить доступ к киноиндустрии социально уязвимых групп, в том числе — к актерской карьере, рынку кино и созданию фильмов как таковых. А также отразить все разнообразие зрителей, покупающих билеты в кинотеатры.
Насколько может сработать такое квотирование — вопрос не одного года и даже не пяти «Оскаров» подряд. Результаты нововведения — как позитивные, так и негативные — мы сможем увидеть, вероятно, через десяток лет, а то и позже.
Критерии должны расширить доступ к киноиндустрии социально уязвимых групп.
При этом писать о том, что «Запад сошел с ума и отказывается от кино без ЛГБТ и африканцев», не только опрометчиво, но и некорректно.
Квоты можно критиковать, можно выть в унисон всем уанетом и рунетом, но вряд ли звук скрепов из Украины и поребрика долетит до адептов киноакадемии и как-то повлияет на их позицию. My life My rules, то есть в данном случае — их кинопремия, их правила.