Хоральная синагога в Киеве, Дом учителя, Бессарабский рынок, Политехнический институт, Трехсвятительская церковь — это лишь несколько известных зданий, которых бы не существовало, если бы не поддержка меценатов. Дайте этой мысли осесть в уме: большого процента из того, за что мы сегодня любим свои города, просто не было, если бы не меценаты. И эти люди не только занимаются красотой и эстетикой того, что их окружает. Они еще хранят и улучшают достижения предыдущих поколений. Нам стоит перенять у них этот навык — стремление не только оставлять след, но и хранить следы наших предшественников.
Культура меценатства в Украине расцвела в начале ХХ века. Тогдашние предприниматели способствовали восстановлению исторических зданий, памятников и церквей, строили школы и больницы. Меценаты создавали благотворительные фонды, активно поддерживали художников, приглашали их жить и работать в свои имения. К примеру, как место встречи самых ярких умов и талантливых артистов своего времени известна Качановка, усадьба семьи Тарновских.
А художник Николай Пимоненко смог учиться в художественной школе только благодаря поддержке Ивана Терещенко, который был одним из главных меценатов учебного заведения и позволил Николаю поступить туда бесплатно. Представьте себе: возможно, мы никогда не увидели бы «Пасхальную утреню» или «Жертву фанатизма», если бы в свое время Терещенко не разглядел в молодом художнике искру гениальности, которую только надо было раздуть.
Важной составляющей деятельности меценатов является социальная направленность — ошибочно было бы считать, что они занимаются только художниками. Кроме художников, меценаты всегда поддерживали детей, пожилых людей, пациентов различных медицинских учреждений и людей с инвалидностью. Это прочно закреплено в украинской благотворительной традиции: например, галицкий меценат митрополит Андрей Шептицкий способствовал тому, чтобы были открыты госпитали для неимущих, параллельно с этим занимаясь созданием кооперативов и заботясь о приютах.
Шептицкий — та фигура, которая активно развивала культуру меценатства в Украине: он призывал паству поддерживать безработных, которые остались без средств к существованию из-за экономического кризиса, а также считал, что благотворительные действия надо организовывать, чтобы изменения были системными, а не ситуативными. Его поступки учат нас следующему: меценат не только делает добро самостоятельно, он не герой-одиночка — он еще и вдохновляет на перемены других, подает им пример и делает все, чтобы эти перемены пошли на пользу. В этой игре всегда должно быть два участника. Не только меценат дает обществу импульс для изменений, но и люди в свою очередь создают благоприятные условия для этих изменений.
Ведь иногда меценаты — еще и смелые новаторы. А быть смелым без поддержки страшно. Смелым новатором был Иван Мазепа, который имел особый интерес к искусству. Он восстанавливал за свой счет Софийский и Успенский соборы в Киеве и еще с десяток других церквей. Интересно, что при его поддержке изменилась даже архитектурная парадигма: строительство перешло от дерева к камню, было возведено большое количество каменных храмов.
Сейчас же реставрацией Софии Киевской занимается уже новое поколение меценатов. Наши предшественники восстанавливали то, что было повреждено, а мы хотим предотвратить разрушение в будущем. Поэтому сейчас в соборе на средства меценатов установлена швейцарская система BioDry, которая осушает фундаменты и стены от избытка влаги. Это защитит фрески и мозаики и сохранит их для наших потомков.
Расцветом меценатства считают прошлый век. Мне очень хочется, чтобы чуть позже этот статус достался нашей эпохе. Чтобы мы продолжили работу Терещенко, Ханенко, Галагана, Бродского и других. И заканчивая их проект по реновации Софии Киевской, и внедряя совершенно новые форматы.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора