Кабмин поддержал законопроект Минюста об обновлении третейских судов.
Об этом сообщил министр юстиции Украины Денис Малюська.
«Мы планируем создать эффективную систему третейских судов, что должно значительно разгрузить судебную систему, поскольку будет восстановлено доверие общества к третейскому разбирательству. Важно, что в законопроект включены предохранители, которые не позволят третейским судам способствовать или быть привлеченными к рейдерским действиям», – заявил он.
По словам Малюськи, в законопроекте прописано ужесточение требований к организациям, при которых могут действовать третейские суды, и расширены полномочия органов третейского самоуправления.
Согласованный законопроект предполагает, что:
- регистрировать третейские суды сможет только Минюст;
- создавать постоянные третейские суды можно будет только при некоммерческих организациях, внесенных в соответствующий реестр, а срок их деятельности с момента государственной регистрации в качестве юридического лица до принятия решения о создании третейского суда должен составлять более пяти лет;
- в полномочия Третейской палаты Украины будет входить установление соответствия учредителя создаваемого постоянно действующего третейского суда требованиям закона и предоставление соответствующего заключения;
- предоставление возможности рассмотрения третейскими судами дел в спорах относительно недвижимого имущества.
Все эти положения вступят в силу через три года после принятия закона парламентом.
Министр также подчеркнул, что по новому закону деятельность постоянных третейских судов, которые не обратятся в орган госрегистрации в установленный срок, будет прекращена в судебном порядке.
Впервые закон про третейские суды в Украине приняли в 2004 году.
Третейский суд — негосударственный независимый орган, который создается по соглашению или соответствующим решением заинтересованных физических и/или юридических лиц для решения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений.
Суть третейского судопроизводства заключается в том, что стороны доверяют разрешение спора и принятие решения третьему лицу, а не уполномоченному государством органу. В этом существенное отличие третейского судопроизводства от иных форм защиты прав и интересов — гражданского и хозяйственного судопроизводства, которые осуществляются исключительно судами общей юрисдикции.