Наиболее оптимальный курс гривны как для экспорто-, так и импортоориентированных отраслей должен быть на уровне 25,5-26 грн/$. Об этом заявил председатель Совета Национального банка (НБУ) Богдан Данилишин в эксклюзивном интервью .
«Гривна может укрепляться до тех пределов, которые не будут угрожать развитию, например, экспортоориентированных отраслей. И все же доллар может укрепляться до того уровня, когда это уже будет опасно для импортоориентированных отраслей», — сказал он, напомнив о политике плавающего обменного курса.
Одной из причин укрепления гривны был приход на украинский рынок большого количества нерезидентов из ОВГЗ, говорит Данилишин.
По его словам, регулятор в течение последнего периода выкупил на рынке лишь $20 млн в день, несмотря на риски, которые предвидел Совет НБУ. Как отмечает Данилишин, стремительное укрепление гривны плохо для экспортеров, в том числе агропроизводителей.
«Если посмотреть на 2019 год: закупка горюче-смазочных материалов шла по 27 грн/$, продажа происходила по 23-22 грн/$, а возможно еще меньше. Сейчас также идет подготовка к урожаю 2020 года, и соответствующая тенденция будет происходить. Она будет иметь и недостатки. Для потребителя это также будет иметь соответствующие негативные моменты, но в более отдаленной перспективе».

Богдан Данилишин
Глава Совета НБУ
Кроме того, по словам Данилишина, укрепление гривны способствует притоку импорта, поэтому правительству не стоит опасаться новых технологий и даже создать соответствующие преференции для модернизации промышленности.
«Однако нужно смотреть на структуру импорта: является ли этот импорт таким, который связан, например, с модернизацией производства — так называемый технологический наукоемкий импорт. Это задача правительства – исходя из ситуации смотреть, что мы можем рационально использовать для модернизации промышленности», — подытожил он.
Контекст. Стремительное укрепление гривны нравится далеко не всем в Украине. Глава Нацбанка Яков Смолий считает, что ревальвация положительно влияет на экономику, хотя в краткосрочной перспективе может негативно сказаться на отдельных ее сегментах. По его мнению, низкий курс доллара к гривне позволит сэкономить на обслуживании валютного долга и государственных закупках импортных товаров. Он также способствует снижению цены на энергоносители и замедлению трудовой миграции.
Большинство же экспортеров недовольны таким ходом событий, так как рост курса лишает их значительной части маржи.
Да и «кассовый разрыв», с которым сейчас столкнулось правительство, то есть падение доходов бюджета, во многом связан именно с незапланированной курсовой динамикой.