«Кто бы мог представить, что у «Укрпочты» сегодня будут красть «айтишников». Интервью с Игорем Смелянским

Фото: E-Commerce Expert/Facebook

Фото: E-Commerce Expert/Facebook

Глава «Укрпочты» Игорь Смелянский — один из немногих топ-менеджеров, который, прийдя из бизнеса руководить большим государственным предприятием, сумел вывести вверенную ему компанию из многомиллионных убытков в прибыль. И самое главное – он кардинально изменил имидж «Укрпочты». Теперь компания является одним из интереснейших объектов для будущей «большой» приватизации, которую обещает правительство.

Успехи Смелянского видят и чувствуют не только конкуренты, но и новая политическая команда власти. The Page решило расспросить его о результатах работы, о том, как будут приватизировать компанию, и как скоро «Укрпочта» станет банком.

– Правительство нацелилось запустить большую приватизацию. Например, есть план разделить компанию «Укрзализныця» на сферы деятельности и часть продать, оставив государству пассажирские перевозки. Какие планы в отношении «Укрпочты»?

– У нас ничего делить не надо – можно сразу умножать.

Telegram Logo
«Всех, на самом деле, очень удивляет, что «Укрпочта» — стратегическое предприятие».

– Рассматривается ли частичное вхождение в капитал или IPO?

– Выбор лучшего варианта нужно будет обсуждать с инвестиционными советниками. Я, например, вижу вход стратегического инвестора (скажеи, на 15%) в капитал, после чего мы уже вместе выходим на IPO. Так рынок сможет поверить, что все прозрачно, есть инвестор, стратегия.

– Насколько я помню, «Укрпочтой» интересовались большие китайские компании.

– Я очень надеюсь, что будут сняты те архаичные советские преграды и мы сможем привлекать инвесторов не только долговых, но и в капитал. В том числе инвесторов из Китая, которые заинтересованы развивать «Укрпочту».

И в правительстве, и в Верховной Раде движение сейчас идет в правильном направлении, снимается список запрещенных к приватизации предприятий. Я очень надеюсь, что следующие несколько месяцев мы сможем пройти тот путь, который не прошли за предыдущие годы.

– «Укрпочта» тоже будет в этом списке?

– Да. Всех, на самом деле, очень удивляет, что мы стратегическое предприятие.

– То есть китайцы были заинтересованы…

– Вкладываться именно в капитал. Они не хотели кредитовать – они хотят создавать здесь хаб для транзита как в Украину, так и в близлежащие страны. Ведь самолет из Китая на Молдову каждый день не запустишь. А вот направление Украина плюс Молдова, Беларусь, Грузия, Польша и другие рядом стоящие страны запустить можно.

– Какой это объем средств?

– Для примера: в Россию Alibaba инвестировала 100 миллионов евро за предыдущий год.

– То есть это будут сравнимые цифры? Какую долю тогда они получат, во сколько сейчас оценивается «Укрпочта»?

– Оценку еще должен будет провести инвестиционный советник. Но перед этим нужно «полечить» все проблемы, которые есть: банковские счета, пенсионный тариф, разрешение правительства (на приватизацию – ред.), в конце концов. Как только снимем эти три проблемы – наймем советника, который даст оценку.

«Китайцы заинтересованы «прокачать» транзит посылок через Украину».

– Сейчас есть проблема с «Мотор Сичью», контрольный пакет которой также переходит китайцам. Там есть опасения, что Украина таким образом отдает свои военные технологии. Нет ли таких опасений по поводу «Укрпочты»?

– В этом случае как раз интерес Украины и Китая совпадает. Они заинтересованы «прокачать» транзит посылок через Украину. В случае с «Мотор Сичью» есть вопрос конкуренции, а здесь же китайцам нужна именно локация в Украине. Мы логистически хорошо расположены: инвестор заходит и строит с нуля, заводит свои потоки, которые сейчас, например, идут через почту Эстонии. Так что наши интересы здесь совпадают.

– На какой стадии сейчас вообще находится ваш проект по созданию грузового хаба?

– На самом деле, у нас большие инвестиционные планы: не один, а сразу до семи хабов. Например, во Львове уже есть конкретный участок земли с коммуникациями, где можно буквально завтра начинать строить. По Киеву — два хаба, с учетом левого берега и правого берега. Но нужно еще разговаривать с инвесторами, с городом, с районом и так далее.

У нас есть конкретная логистическая стратегия, разработанная с помощью Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), есть средства от кредиторов на строительство.

Как только будут решены вопросы с финансированием социальных вопросов (в частности, по пенсионному тарифу), будет принят закон о том, чтобы мы могли предоставлять банковские услуги и открывать валютные счета – мы сразу же вносим финансовый план и начинаем строить.

– Раньше «Ощадбанк» был откровенно против перспективы получить «Укрпочту» себе в конкуренты…

– Я вам могу сказать, что розничные магазины не любят Amazon. Если бы каждый раз Amazon спрашивал розничные сети, как ему развиваться, я думаю, он бы не стал Amazon. Поэтому каждый защищает свои интересы. Это абсолютно нормально. Но я предлагаю посмотреть на реальность. «Ощадбанк» открывает отделения?

– В основном сейчас закрывает.

– У нас 37% украинцев находятся вне банковской системы, а банки закрывают отделения. Десять миллионов украинцев живут в селах с населением до двух тысяч человек. Вы там хоть раз банк видели? Или десять миллионов украинцев не заслуживают быть частью цивилизации?

– У «Ощадбанка» на такой случай есть передвижные отделения. Какого формата будут задуманные вами аналогичные отделения?

– Их должно быть много, они должны покрывать все маленькие села Украины. В Украине семь тысяч населенных пунктов с населением менее 100 человек. Мы сейчас строим такую модель, чтобы можно было обслуживать в режиме офлайн: ведь, в конечном итоге, эта машина в конце дня все равно будет в месте, где есть Интернет. Так что мы предлагаем цифровизировать сельскую Украину не за счет государства, а за счет конкретной компании, которая может это сделать.

– А удалось ли уже решить вопрос финансирования доставки пенсий?

– В прошлую пятницу (13 сентября – ред.) была очередная встреча. И я очень надеюсь, что в ближайшее время будет позитивный для нас результат.

Изменения будут и с точки зрения механизма, и с точки зрения финансового плана. Мы понимаем, что нужно экономить средства бюджета, поэтому предложили комплексное решение.

Сейчас должен быть установлен нормальный тариф, который позволит нам запустить передвижные отделения. Также законом нужно разрешить открывать банковские счета и выпускать карточки. В течении 4-5 лет мы сократим затраты государства на доставку пенсии практически в ноль, переведя людей на наши карты. И этот вопрос больше никогда не будет стоять.

«Мы сегодня в день отправляем больше посылок, чем раньше за год».

Это плюс для государства – государство больше не тратит деньги. Это плюс для «Укрпочты» – мы больше не зависим от решений государства. Ведь любой инвестор, который заходит в компанию, хочет знать, что компания развивается стабильно.

Кстати, по пенсионному тарифу мы также предлагали не гадать, сколько должна стоить доставка, а вывести на тендер, и пусть рынок покажет, сколько стоит эта услуга. И раз и навсегда закончатся вопросы о ее себестоимости.

– Такое предложение воспринимается?

– Да. Чтобы не было коррупции. Все, кто хочет бабушке пенсию доставлять, пожалуйста, пусть приходят на ProZorro и пусть посчитают, сколько будет стоить доставка в село за 120 километров.

– Традиционно все считают, что «Укрпочта» – это что-то социальное, что ближе к людям. А какой интерес бизнеса к вашим услугам?

– Представьте, что у вас маленький бизнес. Вы сейчас платите комиссию за перевод денег. А если счета как заказчика, так и клиента будут открыты у нас, комиссия сразу сокращается.

– Если сравнивать с другими службами доставки, почтовыми компаниями, то у «Укрпочты» где больше всего сильных позиций?

– Международная почта у нас – 75% рынка. Мы сегодня в день отправляем больше посылок, чем раньше за год. Если в 2016-м мы отправили 46 тысяч экспресс-посылок, то, например, вчера за день было около 41 тысячи.

– За счет чего растет этот сегмент?

– К сожалению, до нашего прихода «Укрпочта» посылками не занималась. Мы доработали продукт. Теперь у нас есть API-интеграция, Telegram-бот, отслеживание, доставка на следующий день, курьерская доставка. За предыдущий год купили машин больше, чем за последние 10 лет. У нас 50% юридически лиц не оформляют посылки в отделениях, а делают это у себя и приносят уже готовые. Сегодня 93% доставок практически "on time". Если раньше 76% и более доставлялось дольше чем 72 часа, то сегодня экспресс-посылки доставляются практически на следующий день. Сейчас еще интегрируем приложение с Facebook – чтобы не нужно было создавать еще один профайл. И за счет этого рассчитываем, что пойдет экспоненциальный рост.

«Кто бы мог представить еще несколько лет назад, что у «Укрпочты» сегодня конкуренты будут красть «айтишников» или операторов отделений».

– Увеличивается ваша доля в доставках?

– Конечно. Когда мы пришли в 2016 году, оборот «Укрпочты» был 4,4. Сегодня уже будет 7,8.

– В основном за счет бизнеса?

– Конечно. Кстати, писем мы стали отправлять тоже значительно больше. Смогли побороть «серую» почту, – когда в сортировочный центр «Укрпочты» заезжало 60 миллионов корреспонденции, а уезжало 90. Это были «серые» схемы, когда с помощью сотрудников «Укрпочты» за наличку вбрасывались сотни тысяч писем. Можно было просто зайти на «Яндекс» (тогда он еще работал) и отправить «Укрпочтой» за гривну.

– Какие направления сейчас наиболее прибыльные для «Укрпочты»?

– Международный бизнес, импорт-экспорт. Мы увеличили экспорт в США на 50% за год, растет экспорт в Европу, в Китай. Для понимания: мы на экспорт отправляем больше посылок, чем «Почта России».

– Во что больше всего средств инвестируете сейчас?

– Много денег вкладываем в покупку машин, в развитие сортировочных центров. Это миллиарды гривен. Однозначно – в ІТ. Все просто: чтобы рассчитаться за посылку, должны работать платежные системы, тракинг-системы. В ближайшие пять лет нам нужно поменять 80% своих ІТ-систем.

Кстати, кто бы мог представить еще несколько лет назад, что у «Укрпочты» сегодня будуть красть «айтишников».

«Вот решит Дональд Трамп разогнать Всемирный почтовый союз, и у «Укрпочты» убыток может быть до 150 миллионов».

Конкуренты переманивают?

– Да! Большие компании переманивают создателей нашего личного кабинета.

– Насколько у вас большая команда ІТ?

– Свыше 600 специалистов в целом. Разработчиков только человек 100.

– А какие у вас сейчас финансовые результаты работы?

– Идем на прибыль в этом году. Первый квартал — 224 млн, второй – около 500. И вот за семь месяцев подводили итоги – свыше 650 миллионов прибыли. А в прошлом году убыток составил 580 миллионов.

– А за году какой план?

– Четвертый квартал обычно самый прибыльный. Но все может быть. Вот решит Дональд Трамп разогнать Всемирный почтовый союз, и у нас убыток может быть до 150 миллионов.

– Можете об этом подробнее рассказать?

– Это агентство ООН, куда входят все почты мира – 190 стран. Всемирный почтовый союз работал 150 лет. После Второй мировой войны, чтобы запустить почтовый обмен, крупные страны приняли решение поделить всех участников на пять групп, где более богатые страны субсидировали бы тарифы более бедных. То есть США дотируют посылки Африки, к примеру. Украина находится в третьей группе – вместе с Китаем. Все хорошо работало до тех пор, пока не начала стремительно развиваться электронная коммерция. И получилось так, что доставить иногда посылку из Пекина в Нью-Йорк стоит дешевле, чем из Нью-Йорка в Нью-Джерси. Вашингтон решил, что так дело не пойдет, и все нужно поменять. И вот вопрос: насколько сильно все поменяется? Выйдут ли США из Всемирного почтового союза? Для нас это ощутимо. Ведь США – это основная экспортная статья для «Укрпочты». 25 сентября будет внеочередное заседание конгресса, все наши экспортеры очень сильно ждут его результатов. Мы надеемся, что какой-то компромиссный вариант все-таки будет найден.

– И последний вопрос. Ранее Алексей Гончарук, сразу же после назначения его премьером, анонсировал ваш переход на «более амбициозную должность». Сейчас говорят о возможном назначении вас то главой холдинга по управлению госпредприятиями, то главой «Укрзализныци» для проведения ее приватизации… Многие здесь (на Форуме YES) уже поздравляют вас с новым местом работы...

«Я не гонюсь за портфелями. Кем и куда могут назначить – думаю, мне это некорректно комментировать».

– Реальность всегда после пресс-релиза. Мне, безусловно, приятно, что работу и мою, и «Укрпочты» оценивают и считают возможным предложить какие-то другие должности. Наверное, мы чего-то смогли добиться, и это приятно.

Кем и куда назначат – думаю, мне это некорректно комментировать. Во-первых, в этих компаниях работают руководители. Также есть и другие кандидаты, которые представляют свое виденье.

Я не гонюсь за портфелями. Я могу на десять лет вперед рассказать, чем «Укрпочта» может заниматься. Можно построить крутую компанию с акционерами, завести Amazon, открыть всем счета, диджитализировать всю страну. Нет такой другой интересной компании. Поэтому мне комфортно с тем, что я делаю. Я сплю три часа в день. И очень сложно было бы делать то, что тебе не нравится.

– Планируете доработать до конца года?

– У меня долгосрочный контракт. Но генеральный директор в принципе должен быть готов к тому, что любой день его может быть последним.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости

Почему Boeing «убил» свой 747 легендарный Jumbo Jet

Аэрокосмический и оборонный гигант Boeing закрывает производство своего легендарного двухэтажного реактивного пассажирского самолета модели 747 Jumbo Jet, который летает с 1969 года.

В «Энергоатоме» рассказали, сколько стоит вывести ядерные реакторы из эксплуатации

Ядерные реакторы «Энергоатома» не будут выводиться из эксплуатации все одновременно и это будет стоить от $288 млн до $367 млн за один блок.

НБУ выдал Ощадбанку миллиардное финансирование

Национальный банк Украины выдал государственному «Ощадбанку» и банку «Авангард», который связан с группой ICU, кредит рефинансирования в объеме 1,2 млрд грн 200 млн грн соответственно.