В течение последних нескольких месяцев тема налогообложения ФОПов и применения РРО не исчезает из заголовков СМИ. Однако история фискализации операций в сфере торговли и предоставления услуг намного длиннее.
Серьезным шагом в этом направлении стало принятие Кабмином в марте 2017 года постановления, которое установило перечень групп технически сложных бытовых товаров, при реализации которых обязательным является применение РРО. Противники этого постановления использовали всевозможные методы для его отмены, в частности обратились с иском в административный суд с требованием признать его незаконным и отменить. В этом споре мы представляли интересы Европейской бизнес ассоциации в качестве третьего лица на стороне правительства. Нам удалось убедить суд не только в том, что сама процедура принятия нормативного акта соответствовала закону, но также в том, что цель постановления – способствовать цивилизованному ведению бизнеса и добросовестной реализации товаров в Украине. Как следствие благодаря этому решению суда постановление до сих пор действует.
После начала работы парламента IX созыва реформа набрала новых оборотов. 20 сентября Верховная Рада приняла два закона, вносящие изменения в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (Закон № 128-IX) и Налогового кодекса Украины (Закон № 129-IX). Оба закона касаются применения субъектами хозяйственной деятельности регистраторов расчетных операций в сфере торговли и услуг.
Дискуссия вокруг целесообразности существования этих законов продолжается уже несколько месяцев. За это время новеллы относительно применения РРО обросли мифами как со стороны критиков относительно их нецелесообразности, так и со стороны сторонников изменений относительно положительного эффекта в будущем. Мы попытались проанализировать, какие конкретно изменения принесут законы предпринимателям и покупателям.
Ключевая новелла принятых законов – распространение требования относительно применения регистратора расчетных операций на большее количество предпринимателей. С 1 октября 2020 года отдельные предприниматели второй, третьей и четвертой групп единого налога будут обязаны использовать РРО. К упомянутой отдельной категории принадлежат субъекты хозяйствования, которые занимаются следующими видами деятельности:
- реализация товаров или оказание услуг через Интернет;
- реализация технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (планшеты, холодильники, смарт-часы и тому подобное). Полный перечень этих товаров утвержден постановлением Кабмина;
- реализация лекарственных средств, ювелирных изделий;
- деятельность кафе, ресторанов, турагентств, гостиниц и тому подобное.
С 1 января 2021 года все предприниматели второй, третьей и четвертой групп плательщиков единого налога будут обязаны использовать РРО. Требование относительно применения РРО не распространяется на физических лиц-предпринимателей, которые относятся к первой группе плательщиков единого налога.
Закон предусматривает внедрение программных РРО. Таким образом, субъект хозяйствования сможет выбирать или использовать классический РРО (который применяется сегодня), или пользоваться отдельным программным решением, которое можно скачать на компьютер, планшет, смартфон. Такую программу должна разработать Государственная налоговая служба Украины и она должна быть бесплатной. Однако применение программы предусматривает использование сети Интернет, а сегодня большая часть территории Украины (в частности, часть сельской местности) не обеспечена бесперебойным покрытием.
Законы вводят так называемый «кешбэк» для товаров (работ, услуг), стоимость которых превышает 850 грн. Суть этого механизма можно продемонстрировать на примере. Вы купили в магазине смартфон стоимостью 10 тыс. грн, а продавец выдал вам чек. Вернувшись домой, вы проверили подлинность такого чека в электронном кабинете на сайте Государственной налоговой службы. Выяснилось, что товар вам продали с нарушением порядка проведения расчетных операций (чек не внесен в базу, сумма в выданном вам чеке меньше суммы чека в базе и тому подобное). В связи с этим в налоговый орган можно подать жалобу. Получение такой жалобы является основанием для направления налоговым органом запроса к предпринимателю относительно нарушения порядка проведения расчетных операций.
Далее по результатам проведения проверки предпринимателя налоговый орган может наложить на него штрафные санкции, которые составляют 100% стоимости товара за первое нарушение и 150% стоимости за каждое следующее правонарушение. К ответственности привлекут продавца товара, в том числе и того, который реализует товар через Интернет.
После этого существует несколько вариантов развития ситуации. Предприниматель добровольно уплачивает сумму штрафа, а покупатель получает компенсацию части суммы примененных штрафных санкций, что и является упомянутым «кешбэком». Эта сумма составляет 100% стоимости товара. А возможен другой вариант. Плательщик обжалует решение о применении санкций в рамках административной процедуры, а впоследствии обращается в суд. С учетом существующих реалий это может длиться годами. Впоследствии отдельным процессом будет взыскание такого штрафа с плательщика.
Кроме того, ожидаем определенных организационных проблем на уровне Государственной налоговой службы Украины, ведь должностные лица налоговых органов будут обязаны реагировать на каждую жалобу покупателя, отправлять запросы к плательщику и совершать действия (принимать решения) в рамках процедур обжалования, что финансово обойдется достаточно дорого.
Упомянутые выше штрафные санкции начинают действовать с 1 октября 2020 года. До этой даты санкции применяются в размере 10% стоимости проданного с нарушениями товара за первое нарушение и в размере 50% – за каждое следующее нарушение. Таким образом, штраф в размере 1 гривна за первое нарушение отменяется.
Следовательно, законы направлены на то, чтобы исключить торговлю товарами или предоставление услуг без налогообложения (налогообложения не в полном объеме). Ради этого государство расширило перечень субъектов, которые должны применять РРО, увеличило размеры санкций и для стимулирования этого процесса ввело механизм «кешбэка». Однако сами по себе эти действия не дадут нужного результата, если государство не уменьшит налоговую нагрузку на предпринимателей и существенно не облегчит процедуру администрирования налогов.
Авторы: Татьяна Бережная, советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», Виктор Грабовский, юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры».