Сегодня на строительном рынке остро ощущается нехватка профессионалов абсолютно всех направлений. Если условно разделить кадры на рабочих, менеджмент и проектировщиков, то среди первой группы найти квалифицированных работников достаточно сложно.
Опытные специалисты стараются уехать, а молодых неохотно берут на работу. Происходит некий естественный отбор: чтобы получить работу «зеленому» работнику нужно уметь быстро обучаться, признавать свои ошибки, исправляться и быстро внедрять современные технологии и процессы. Есть и так называемая «элита» – они не стремятся уехать из страны, их передают из рук в руки, как специалистов высокого класса, и зачастую именно они диктуют свои условия работодателю.
Для второго и третьего направлений существенно изменилась система образования – она стала менее качественной, узкоспециализированной и при этом не закладывает навыков саморазвития и обучения, разработки стратегий и путей решения проблем.
За последние 4 месяца мы провели более 50 собеседований на должность архитектора – ни один специалист в возрасте до 35 лет не смог предоставить подтверждения своей профессиональной деятельности хотя бы на среднем исполнительском уровне. Основная проблема – узкое осмысливание поставленной задачи: если есть задача проработать узел, то соискатель даже не пытается выйти работой за пределы узла и понять его влияние на проект – он попросту не считает, что это его задача. Если раньше можно было услышать рациональные предложения, увидеть инициативу, то сейчас превалируют концепции «никто никому ничего не должен» «это не моя зона ответственности».
После обретения Украиной независимости сформировался тренд во всем смотреть на Запад – на их формат обучения, на их подход к ведению бизнеса. Но попытка переориентироваться на западную модель обучения не учитывала ни нашу реальность, ни менталитет, ни уровень жизни и защищенности. Поэтому в итоге мы получили несколько поколений недоспециалистов. Кадровый голод – это уже результат двухсторонней проблемы: нет профессионального обучения с одной стороны, и желание инвестора/собственника получить сразу готового профессионала с другой стороны.
Предприниматели не хотят вкладывать деньги в долгоиграющие проекты и ждать дивидендов в виде грамотных специалистов. На это требуется от 3 до 7 лет (обучение плюс практика). Также высок риск того, что обученного специалиста потом переманят на более высокую зарплату. Кроме того, чтобы растить специалиста, необходима сильная корпоративная культура, дух и вера компании в своего сотрудника.
Да, сегодня очень много различных мастер-классов и курсов по повышению квалификации. Информативно ли это? Безусловно. Помогает ли это? Как показывает результат – нет. Есть такая тенденция – во время любого кризиса, как грибы после дождя, обычно растут курсы и программы, которые обещают рассказать самые золотые правила и самые верные шаги, позволяющие познать истину бизнеса и непременно приведут к успеху. Люди хотят получить простую инструкцию, но ни одна из программ не несет ответственность за результат, поэтому и результата нет. Но, безусловно, есть и исключения. Я знаю несколько реальных программ, где борются за то, чтобы слушатель вышел специалистом, а не просто прослушавшим курс, как это фактически пишется во всех сертификатах.
Но ситуацию можно изменить. Необходимо создать социальный проект с участием государства – обязать определенную часть строительного бизнеса брать к себе на практику студентов, используя социальную рекламу поднимать значимость и уважение к рабочим специальностям, мотивировать на постоянное обучение и рост, начиная со школы проводить занятия по профориентации. Это позволит удерживать мотивацию человека в своем развитии, чего так не хватает сегодня. Ведь государство – это в первую очередь люди!