Facebook Pixel

Как дорасти до СЕО компании

Максим Зайченко
партнер WE Partners

Многие амбициозные сотрудники компаний мечтают построить карьеру и дорасти до позиции топ-менеджера. Не у всех получается достичь этих высот. Какие же качества в работниках ценят собственники и как оправдать их ожидания?

Топ-менеджером стать может тот, у кого есть желание работать и готовность брать на себя ответственность. Если говорить об основных компетенциях, их можно поделить на две группы – профессиональные и личностные. Больший вес имеют именно личностные качества. Следующий важный критерий — способность управлять коллективом, мотивировать и развивать команду. Профессиональные качества можно оценить по резюме, а вот оценить драйв, вовлеченность в команду, способность человека развиваться просчитать значительно сложнее.

Главная ценность любой корпорации, любого бизнеса — это команда. Команда, которая органично работает и заряжена на результат, — это ключ к успеху компании. Именно СЕО должен уметь разглядеть лучших людей, мотивировать их и выстроить культуру компании таким образом, чтобы на достижение результата была настроена вся компания. Первое, на что обращают внимание владельцы украинских компаний, — это ориентация топ-менеджера на результат.

Требования к личностным качествам руководителя в украинских компаниях отличаются от запроса международного корпоративного бизнеса. В украинском бизнесе решения принимаются гораздо быстрее, потому что владелец находится, как правило, рядом. Такие собственники ожидают от СЕО быстрого принятия решений. Поэтому и обратная связь на его решения происходит гораздо быстрее.

В международных корпорациях, как правило, решения принимаются медленнее. Инициативы в масштабах страны требуют многочисленных согласований на уровне штаб-квартиры или распределенных функциональных центров. И хотя требования и похожи, но ожидания и профили успешного кандидата на должность СЕО в украинском бизнесе и международной корпорации имеют существенные отличия. Могут ли такие руководители переходить из международного бизнеса в локальный? Конечно. Это происходит органично, и как правило, украинский бизнес таким образом черпает экспертизу из международного.

Сегодня есть четкий тренд на рост инвестиций топ-менеджеров в свое обучение. Одновременно и украинские собственники бизнеса видят ценность наличия степени МВА, дополнительного образования у руководителей, которые уже работают в их компаниях или рассматриваются как потенциальные кандидаты. Сейчас каждый второй руководитель в стране выезжает на программы обучения в Лондоне или Швейцарии — это самые востребованные и удобные школы. Чуть менее популярны школы в Сингапуре или Штатах.

Уезжая на долгосрочные программы, менеджеры нередко беспокоятся, будут ли они востребованы после возвращения в Украину. Однозначно – да. Рынки стремительно меняются, мы ориентированы на Европу — в первую очередь, с точки зрения экспорта. И здесь очень важно общаться на одном языке с бизнес-партнерами, например, такими международными сетями, как Tesco, Carrefour. Именно такой общий контекст можно приобрести в международных бизнес-школах. В них обучение прозодит в смешанных группах, где тьюторы и лекторы представляют разные страны, придерживаются разных подходов.

Владение таким уровнем понимания и языка бизнеса привносит существенную добавленную стоимость в переговоры с потенциальными партнерами, а значит и результаты такого партнерства будут выше для компании, топ-менеджеры которой прошли обучение за рубежом.

Из каких сфер бизнеса чаще всего приходят СЕО? Как правило, из сектора FMCG — все, что связано с продуктами питания, производством потребительских товаров. Едва ли не в 50% случаев генеральными директорами становятся руководители маркетинга и коммерческой функции. Маркетинг отвечает за продукт, продуктовый цикл, коммерческая функция продает.

Следующая ближайшая к СЕО бизнесе-функция в FMCG — это финансовый директор (CFO). По данным Korn Ferry, таким опытом обладает почти 18% топ-менеджеров. Подобные назначения нередки как раз во времена кризиса и турбулентности, которые мы наблюдаем на наших рынках. CFO видит цифры, он понимает, как ими управлять.

Далее – закупки, и по наблюдениям — производство. Нередки случаи, когда должность СЕО занимают руководители, выросшие из функции логистики и управления цепочками поставок. У них достаточно компетенций и видения бизнеса. Как правило, это относится, скорее, к В2В, а не В2С бизнесам, не связанным с конечным потребителем.

В качестве подведения итога хочется сказать: если вы хотите стать СЕО, развивайте в себе три основных качества:

  1. Энергия. У вас должен быть высокий уровень энергии и желания что-либо делать. Для этого важно найти «свою» компанию или область, которая вам эту энергию генерирует. Именно энергия руководителя заряжает всю команду.
  2. Умение собрать и правильно оценить команду.
  3. Умение свою команду развивать и мотивировать. 70% времени эффективного руководителя инвестируется в людей.

В стране серьезная проблема кадров — отток в Европу. Большая востребованность украинских топ-менеджеров в других странах СНГ. За успешными, эффективными руководителями идет настоящая охота — их переманивают и перекупают, но с каждым годом эта тактика будет работать все хуже и хуже. Поэтому сейчас важнейшая точка внимания и инвестиций — в развитие людей, только тогда через 5‑7 лет компания сможет выстроить фундамент — команды, которые будут приносить результат.

Умение взращивать команду — безусловное требование к руководителю. Держать первенство в растущей конкуренции можно только тогда, когда умеешь генерировать идеи и реализовывать их за счет сплоченности и квалификации команды. А это требует от руководителя еще и способности слышать команду – качество, которое еще недавно считалось слабостью.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]