Старомодная авиация держится в тени в ходе войны в Украине, ее затмевают беспилотники-камикадзе и ракеты, используемые обеими сторонами. Когда в сентябре российская авиация активизировалась, ее потери резко возросли. Особенно плохо показали себя самолеты непосредственной авиационной поддержки (называемые также ударными самолетами или штурмовиками), что вызывает вопросы о будущем этих машин и перспективах отправки аналогичных американских самолетов в Украину.
Об этом говорится в статье, опубликованной журналом The Economist.
Самолеты-штурмовики поддерживают наземные войска и атакуют цели на поле боя по мере их появления, а не выполняют заранее запланированные бомбардировки. Например, Су-25 предназначен для того, чтобы летать низко и медленно, поражая наземные цели из пушек бомбами и реактивными снарядами. Это прямой преемник советского бронированного штурмовика Ил-2 времен Второй мировой войны.

Су-25
Примечание . Отметим, что реальная эффективность Ил-2 была намного ниже, чем заявлялось официально. Он мог атаковать цели только с горизонтального полета, когда попасть по малоразмерной и тем более подвижной цели очень трудно. Летал же Ил-2 на малой высоте, поэтому по нему можно было вести огонь из любого стрелкового оружия. Потери были большие. Поэтому летчикам-штурмовикам присваивали звание Героя просто за совершение нескольких десятков боевых вылетов.

Ил-2
Полет на малой высоте подвергает опасности ударный самолет. Су-25 бронирован по днищу и бортам и оснащен ловушками для ракет с тепловым наведением. Отмечается, что в последние месяцы пилоты Су-25 начали «подбрасывать» ракеты, запуская их вслепую по целям с большого расстояния, чтобы избежать огня противника. Несмотря на это потери существенные. Наибольшую опасность для штурмовиков представляют небольшие переносные зенитные ракеты, такие как Stinger, «Игла» и др., которые в настоящее время становятся все более распространенными в войсках.
Сообщается, что до начала войны у России было 192 Су-25. По данным Oryx, группы независимых аналитиков из Нидерландов, отслеживающих подтвержденные потери России, на сегодня ВВС потеряли не менее 23 Су-25 – более трети всех потерь боевой авиации России. По непроверенным данным, утрачено больше.

A-10 Thunderbolt II
Уровень потерь указывает на то, что для ударных самолетов история, возможно, закончилась. Это плохие новости для поклонников американского культового самолета A-10 Thunderbolt II, более известного под неофициальным названием Warthog («Бородавочник»). Бронированный Warthog также называют гигантской пушкой Гатлинга с крыльями, так как он вооружен 30-мм семиствольной пушкой GAU-8 с 1350 снарядами, стреляющей со скоростью 65 выстрелов в секунду.

Пушка GAU-8 Avenger
Война на Украине выглядела идеальным местом для применения А-10, было много призывов к США поставить эти самолеты. Но сейчас стало больше сомневающихся в их эффективности.
Многие аналитики и военные в США высказывают серьезные сомнения в том, что «Бородавочники» смогут выстоять против передовой противовоздушной обороны. Советник министра обороны Украины дал понять, что они предпочли бы F-16 — многоцелевой боевой самолет, а не Warthogs.
«Все чаще воздушные удары можно безопасно наносить только с большого расстояния, а дни, когда самолеты летали над головами, чтобы стрелять по наземным целям с близкого расстояния, похоже, прошли – по крайней мере, на полях сражений, где противники имеют развитые системы противовоздушной обороны. Современное управляемое оружие, возможно, еще не уничтожило наземные танки, но летающие танки уже уходят», – резюмирует The Economist.