Российские власти ограничили поставки сжиженного газа в Украину по железной дороге. Теперь по основному каналу импорта этого топлива можно будет завозить только половину разрешенного до последнего времени объема. Запрет может дать повод продавцам автогаза на украинском рынке поднять цены, считают опрошенные эксперты.
Разрешенный объем поставок сжиженного газа через переход Суземка – Зерново в Сумской области уменьшится на 50%. Об этом сообщило отраслевое издание enkorr со ссылкой на свои источники на рынке. Сколько это продлится, пока остается неизвестным. Трейдеры поясняют, что «Российские железные дороги» пошли на это, так как «Укрзализныця» (УЗ) не вовремя возвращает цистерны. Задержки возникли из-за скопления вагонов-цистерн на станции Дарница.
«Цистерны от нас не возвращаются: у «Укрзализныци» не хватает маневровой тяги. В 2017 году это уже спровоцировало острый дефицит автогаза», — рассказал аналитик Консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн.
И проблема возникла потому, что УЗ либо специально саботирует поставки, либо не способна их обеспечить, добавляет директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. «В любой другой стране за такие действия уже были бы серьезные санкции», — говорит он.
В свою пользу это могут повернуть трейдеры, которые сейчас продают топливо дешевле, чем им хотелось бы, считает Рябцев. «Возможно, эту новость, они попытаются использовать в PR-целях, чтобы обосновать подорожание», — объясняет он, добавляя, что экономических причин для этого нет.
Автогаза сейчас в стране действительно больше, чем нужно. По данным компании «А-95», его импорт в сентябре вырос на четверть – до 148 тыс. тонн. А за девять месяцев 2019 года (с учетом внутреннего производства) баланс рынка автогаза составил свыше 1,4 млн тонн. Это почти на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Проблему с нехваткой маневровой тяги от «Укрзализныци» ощущают на себе не только нефтетрейдеры. Острой она является и для аграриев. Но в этом случае УЗ формирует крупные однотипные составы, например, с зерном, и доставляет его из точки загрузки в точку выгрузки, объясняет директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. С наливными грузами, как автогаз, это делать сложнее, уверяет он.
Сразу решить проблему с нехваткой локомотивов «Укрзализныця» просто не может. Так как полное обновление парка будет стоить компании десятки миллионов долларов, подсчитал Вовк. Поэтому УЗ пока пытается разрешить все в ручном режиме: формирование крупной партии на конкретной станции и доставка большого состава.
Пресс-служба «Укрзализныци» не смогла предоставить комментарий до публикации материала.