В течение нескольких месяцев команда PPV Knowledge Networks проводила исследование в рамках проекта «Финансирование креативных индустрий» при поддержке Украинского культурного фонда (УКФ). Основной целью проекта было исследовать потребности креативных предпринимателей в финансировании, готовность удовлетворить эту потребность со стороны поставщиков финансирования (банков, фондов, инвесторов, клубов бизнес-ангелов) и найти потенциальные точки соприкосновения между ними.
Чтобы подробнее узнать о потребностях креативных предпринимателей в привлечении внешнего финансирования, команда проекта провела опрос среди выпускников программы Creative Enterprise (СЕР), грантополучателей УКФ, интервью с опытными предпринимателями креативных индустрий и изучила практику коллективного финансирования проектов и организаций.
Исследование позволило понять, с какими проблемами чаще всего сталкиваются креативные предприниматели, каких навыков и знаний им не хватает, чтобы поставщики финансирования поддержали их проект, и какие способы финансирования они чаще всего используют для своего бизнеса.
Все это команда проекта собрала в 10 ключевых выводах:
- Украинские предприниматели креативных индустрий сталкиваются с такими же проблемами, что и представители этой сферы по всему миру: малые размеры бизнеса, малые обороты, нематериальная ценность продукта, отсутствие бизнес-компетенций, отсутствие залога для кредитования, незаинтересованность поставщиков финансирования из-за низкой доходности и высоких рисков.
- Основной фактор, который помогает улучшить доступ к финансированию для предпринимателей креативных индустрий, — это экосистема поддержки, особенно организации-посредники между получателями и поставщиками финансирования (intermediaries). Именно они создают площадки для взаимодействия и сотрудничества между поставщиками и получателями финансирования, снижают риски для поставщиков финансирования и повышают способность получателей.
- Нехватка бизнес-компетенций. Это основная проблема как молодых, так и опытных предпринимателей креативных индустрий, поэтому сфера нуждается в повышении финансовой культуры. Результаты опроса выпускников СЕР показали, что наиболее проблемными компетенциями являются те, которые связаны с привлечением финансирования, расчетом потребностей в кредитах, составлением финансовых планов и управлением денежными потоками. С этими же проблемами сталкивались и опытные предприниматели, что подталкивало их к усилению бизнес-компетенций команды благодаря улучшению собственных знаний и навыков или привлечению соответствующего специалиста.
- Бизнес креативных индустрий часто имеет спиральную траекторию развития. Они переосмысливают свой основной продукт, изменяют его, вводят новые товары или услуги. Компания или отдельные ее составляющие (направления работы, продукты, услуги и т.д.) могут отступать на несколько шагов назад с точки зрения развития бизнеса. Как следствие — бизнес постоянно нуждается в привлечении различных видов финансирования, от грантов до бизнес-ангелов.
- Адекватный запас прочности остается вызовом для украинских предпринимателей. Результаты опроса показывают, что запас ликвидности часто не превышает трех месяцев и представляет угрозу кассовых разрывов для бизнеса. Обнаруженная особенность креативного предпринимательства — запас прочности бизнеса — не всегда имеет финансовую составляющую. Это может быть запас материалов, позволяющий производить продукцию в течение определенного времени, или же лояльность команды, которая может работать при отсутствии оплаты труда. Грантополучатели УКФ также сталкиваются с проблемой финансирования проектов из-за особенностей поступления траншей, которые являются нерегулярными. Отсюда и потребность в кредитовании этих проектов из других источников: 30% опрошенных ООО переносили сроки оплаты услуг внешних подрядчиков; 20% — вкладывали средства из других проектов и лишь 3% использовали банковские кредиты. Среди респондентов-ФОПов (укр. фізична особа-підприємець) каждый третий договаривался с подрядчиками об отсрочке, 28% — вовремя не оплатили работу команды, а 17% — занимали средства у знакомых.
- Украинские предприниматели креативных индустрий заинтересованы в ангельском инвестировании. Выпускники CEP в сравнении с предыдущим опросом 2017 года оказались более готовыми к привлечению таких инвесторов. А вот опытные игроки рынка больше заинтересованы в интеллектуальном капитале инвесторов, ведь они испытывают недостаток финансовой и управленческой экспертизы.
- Кредитование как тип финансирования не является популярным среди креативных предпринимателей. Банковское кредитование негативно воспринимается из-за высоких ставок, а обязательства по выплате кредита связаны с высокими рисками сферы креативных индустрий. Например, 43% выпускников СЕР не заинтересованы в кредитных средствах, хотя внешнее финансирование является актуальным для 71% респондентов этой группы. С другой стороны, сами банковские учреждения не заинтересованы в кредитовании бизнеса креативных индустрий. Такими причинами являются высокие риски, непонимание специфики бизнеса, отсутствие материальных активов для залога, неумение оценивать нематериальные активы, консерватизм в использовании традиционных схем кредитования. Именно поэтому предприниматели креативных индустрий более склонны прибегать к краткосрочному кредитованию для физических лиц или кредитованию со стороны своего социального капитала — родственников, друзей, знакомых — как более гибкого и дешевого способа привлечения финансирования.
- Авансирование как тип финансирования является наиболее интересным и распространенным среди украинских представителей креативных индустрий. Краудфандинг на основе пожертвований и вознаграждения является популярным и эффективным способом финансирования отдельных проектов/продуктов на их старте. Институциональный краудфандинг только начинает работать в Украине. Наименее развитым является индивидуальный краудфандинг — поддержка отдельных представителей креативных индустрий, например индивидуальных художников, для усиления их возможностей и поддержки работы. В Украине пока нет механизмов, которые бы сделали возможными краундивестинг и краудлендинг, что значительно ограничивает креативный бизнес в доступе к финансированию.
- Капитализация как тип финансирования также сталкивается с множеством проблем: низкая способность самого бизнеса, неосведомленность поставщиков финансирования об имеющихся бизнесах креативных индустрий и специфике сферы в целом, более низкий доход в сравнении с реальным сектором экономики. Также влияет недоразвитость экосистемы — отсутствие площадок и посредников, которые помогли бы встречаться поставщикам и получателям финансирования для совместного взаимодействия.
- Грантовое финансирование хорошо работает в случае запуска новых проектов/продуктов или создания MVP — минимально жизнеспособных продуктов, которые впоследствии можно коммерциализировать или получить финансирование. Это можно сделать благодаря кредитованию или капитализации от инвесторов. Учитывая то, что 67% бизнеса грантополучателей УКФ имеют оформленные права интеллектуальной собственности на свою продукцию, а управленческие и финансовые компетентности грантополучателей УКФ страны в целом выше, чем выпускников СЕР, грантовое финансирование Фонда имеет большой потенциал для создания коммерчески успешных продуктов. Они помогут бизнесу и организациям выстроить более устойчивую модель финансирования.
Опрос грантополучателей УКФ показал, что более половины бизнеса и треть других институтов планируют коммерциализировать продукт, созданный в ходе проекта при поддержке УКФ.
Проект «Финансирование креативных индустрий» , который реализуют эксперты агентства экономического развития PPV Knowledge Networks при поддержке Украинского культурного фонда, имеет целью исследовать потребности креативных индустрий в финансировании и готовность поставщиков финансирования (банков, фондов, инвесторов, клубов бизнес-ангелов) эту потребность удовлетворить, найдя потенциальные точки соприкосновения.