Facebook Pixel

Финансирование креативных индустрий: 10 основных тезисов для креативного предпринимателя

Автор

В течение нескольких месяцев команда PPV Knowledge Networks проводила исследование в рамках проекта «Финансирование креативных индустрий» при поддержке Украинского культурного фонда (УКФ). Основной целью проекта было исследовать потребности креативных предпринимателей в финансировании, готовность удовлетворить эту потребность со стороны поставщиков финансирования (банков, фондов, инвесторов, клубов бизнес-ангелов) и найти потенциальные точки соприкосновения между ними.

Чтобы подробнее узнать о потребностях креативных предпринимателей в привлечении внешнего финансирования, команда проекта провела опрос среди выпускников программы Creative Enterprise (СЕР), грантополучателей УКФ, интервью с опытными предпринимателями креативных индустрий и изучила практику коллективного финансирования проектов и организаций.

Исследование позволило понять, с какими проблемами чаще всего сталкиваются креативные предприниматели, каких навыков и знаний им не хватает, чтобы поставщики финансирования поддержали их проект, и какие способы финансирования они чаще всего используют для своего бизнеса.

Все это команда проекта собрала в 10 ключевых выводах:

  1. Украинские предприниматели креативных индустрий сталкиваются с такими же проблемами, что и представители этой сферы по всему миру: малые размеры бизнеса, малые обороты, нематериальная ценность продукта, отсутствие бизнес-компетенций, отсутствие залога для кредитования, незаинтересованность поставщиков финансирования из-за низкой доходности и высоких рисков.
  2. Основной фактор, который помогает улучшить доступ к финансированию для предпринимателей креативных индустрий, — это экосистема поддержки, особенно организации-посредники между получателями и поставщиками финансирования (intermediaries). Именно они создают площадки для взаимодействия и сотрудничества между поставщиками и получателями финансирования, снижают риски для поставщиков финансирования и повышают способность получателей.
  3. Нехватка бизнес-компетенций. Это основная проблема как молодых, так и опытных предпринимателей креативных индустрий, поэтому сфера нуждается в повышении финансовой культуры. Результаты опроса выпускников СЕР показали, что наиболее проблемными компетенциями являются те, которые связаны с привлечением финансирования, расчетом потребностей в кредитах, составлением финансовых планов и управлением денежными потоками. С этими же проблемами сталкивались и опытные предприниматели, что подталкивало их к усилению бизнес-компетенций команды благодаря улучшению собственных знаний и навыков или привлечению соответствующего специалиста.
  4. Бизнес креативных индустрий часто имеет спиральную траекторию развития. Они переосмысливают свой основной продукт, изменяют его, вводят новые товары или услуги. Компания или отдельные ее составляющие (направления работы, продукты, услуги и т.д.) могут отступать на несколько шагов назад с точки зрения развития бизнеса. Как следствие — бизнес постоянно нуждается в привлечении различных видов финансирования, от грантов до бизнес-ангелов.
  5. Адекватный запас прочности остается вызовом для украинских предпринимателей. Результаты опроса показывают, что запас ликвидности часто не превышает трех месяцев и представляет угрозу кассовых разрывов для бизнеса. Обнаруженная особенность креативного предпринимательства — запас прочности бизнеса — не всегда имеет финансовую составляющую. Это может быть запас материалов, позволяющий производить продукцию в течение определенного времени, или же лояльность команды, которая может работать при отсутствии оплаты труда. Грантополучатели УКФ также сталкиваются с проблемой финансирования проектов из-за особенностей поступления траншей, которые являются нерегулярными. Отсюда и потребность в кредитовании этих проектов из других источников: 30% опрошенных ООО переносили сроки оплаты услуг внешних подрядчиков; 20% — вкладывали средства из других проектов и лишь 3% использовали банковские кредиты. Среди респондентов-ФОПов (укр. фізична особа-підприємець) каждый третий договаривался с подрядчиками об отсрочке, 28% — вовремя не оплатили работу команды, а 17% — занимали средства у знакомых.
  6. Украинские предприниматели креативных индустрий заинтересованы в ангельском инвестировании. Выпускники CEP в сравнении с предыдущим опросом 2017 года оказались более готовыми к привлечению таких инвесторов. А вот опытные игроки рынка больше заинтересованы в интеллектуальном капитале инвесторов, ведь они испытывают недостаток финансовой и управленческой экспертизы.
  7. Кредитование как тип финансирования не является популярным среди креативных предпринимателей. Банковское кредитование негативно воспринимается из-за высоких ставок, а обязательства по выплате кредита связаны с высокими рисками сферы креативных индустрий. Например, 43% выпускников СЕР не заинтересованы в кредитных средствах, хотя внешнее финансирование является актуальным для 71% респондентов этой группы. С другой стороны, сами банковские учреждения не заинтересованы в кредитовании бизнеса креативных индустрий. Такими причинами являются высокие риски, непонимание специфики бизнеса, отсутствие материальных активов для залога, неумение оценивать нематериальные активы, консерватизм в использовании традиционных схем кредитования. Именно поэтому предприниматели креативных индустрий более склонны прибегать к краткосрочному кредитованию для физических лиц или кредитованию со стороны своего социального капитала — родственников, друзей, знакомых — как более гибкого и дешевого способа привлечения финансирования.
  8. Авансирование как тип финансирования является наиболее интересным и распространенным среди украинских представителей креативных индустрий. Краудфандинг на основе пожертвований и вознаграждения является популярным и эффективным способом финансирования отдельных проектов/продуктов на их старте. Институциональный краудфандинг только начинает работать в Украине. Наименее развитым является индивидуальный краудфандинг — поддержка отдельных представителей креативных индустрий, например индивидуальных художников, для усиления их возможностей и поддержки работы. В Украине пока нет механизмов, которые бы сделали возможными краундивестинг и краудлендинг, что значительно ограничивает креативный бизнес в доступе к финансированию.
  9. Капитализация как тип финансирования также сталкивается с множеством проблем: низкая способность самого бизнеса, неосведомленность поставщиков финансирования об имеющихся бизнесах креативных индустрий и специфике сферы в целом, более низкий доход в сравнении с реальным сектором экономики. Также влияет недоразвитость экосистемы — отсутствие площадок и посредников, которые помогли бы встречаться поставщикам и получателям финансирования для совместного взаимодействия.
  10. Грантовое финансирование хорошо работает в случае запуска новых проектов/продуктов или создания MVP — минимально жизнеспособных продуктов, которые впоследствии можно коммерциализировать или получить финансирование. Это можно сделать благодаря кредитованию или капитализации от инвесторов. Учитывая то, что 67% бизнеса грантополучателей УКФ имеют оформленные права интеллектуальной собственности на свою продукцию, а управленческие и финансовые компетентности грантополучателей УКФ страны в целом выше, чем выпускников СЕР, грантовое финансирование Фонда имеет большой потенциал для создания коммерчески успешных продуктов. Они помогут бизнесу и организациям выстроить более устойчивую модель финансирования.

Опрос грантополучателей УКФ показал, что более половины бизнеса и треть других институтов планируют коммерциализировать продукт, созданный в ходе проекта при поддержке УКФ.

Проект «Финансирование креативных индустрий» , который реализуют эксперты агентства экономического развития PPV Knowledge Networks при поддержке Украинского культурного фонда, имеет целью исследовать потребности креативных индустрий в финансировании и готовность поставщиков финансирования (банков, фондов, инвесторов, клубов бизнес-ангелов) эту потребность удовлетворить, найдя потенциальные точки соприкосновения.

Поблагодарить 🎉