
Фото: Pixabay
Кредитные и дебетовые карты стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Однако, несмотря на их компактность, пластиковую карту можно достаточно легко и незаметно потерять или украсть. The Рage отвечает на семь самых популярных вопросов о том, что следует делать в случае потери банковской карточки в Украине и за ее пределами, к кому обращаться и есть ли шанс вернуть утраченные деньги?
Как быть, если потеряли банковскую карту?
Если вы уверены, что банковской карточки у вас нет, ее нужно немедленно заблокировать. Сделать это можно несколькими способами. Прежде всего, обратиться в ближайшее отделение вашего банка с паспортом и соответствующим заявлением о потере и блокировке карты.
Второй вариант — позвонить на горячую линию. Оператор поставит несколько личных вопросов (ФИО, дата рождения, кодовое слово, номер счета), которые дадут ему возможность идентифицировать вас как настоящего владельца утерянной карты. Ни в коем случае не предоставляйте оператору информацию про PIN-код, CVV-код или CVC-код.
Самый быстрый способ — заблокировать карточку самостоятельно в мобильном приложении или через бота.
Что делать после блокировки карты?
После блокировки карты можно успокоиться — уже никто не сможет ею воспользоваться. Теперь надо заказать ее перевыпуск: обратиться в отделение банка с удостоверением личности, либо оставить заявку с помощью интернет-банкинга или мобильного приложения. При этом, банковский карточный счет не изменится, а просто привяжется к новой карте. Обычно ее изготовление занимает от 2 до 14 дней. Стоимость перевыпуска варьируется от 15 до 100 грн, в зависимости от банка.
Как снять деньги, если потерял карту?
Владелец кредитной или дебетовой карты несет полную ответственность за все операции, совершенные с помощью его карточки, до момента блокировки. Если злоумышленник не успел похитить деньги, то получить их можно в кассе банка (с собой обязательно нужно иметь паспорт). Либо же снять средства уже с обновленной карты: поскольку счет клиента остается прежним, банк автоматически перечислит все имеющиеся средства на новую карточку.
Что делать, если карту украли и сняли деньги?
В случае, если мошенники успели забрать деньги, необходимо написать заявление в полицию. Стоит указать время, дату, полную сумму кражи и предоставить как можно больше деталей (какие суммы списывались, с каким интервалом и т.д.), которые помогут ускорить расследование.
Далее нужно написать заявление на опротестование операций по карте в отделении банка. На основании обращения клиента, банк обязан провести внутреннее служебное расследование. Сотрудники проверяют камеры наблюдения у банкоматов, места, где происходили операции, после чего принимается решение о возмещении убытков.
Если в том, что произошло, вины клиента нет, банк выплатит потерянную сумму в полном объеме. Но если в ходе расследования выяснится, что владелец карточки передавал персональные данные (PIN-код, CVV-код, CVC-код) третьим лицам, деньги не вернут.
Как поступить, если карта осталась в банкомате «своего» банка?
Случается, что банкомат после попытки снять наличные не возвращает платежную карту. Если такая ситуация произошла с АТМ, который принадлежит «вашему» банку, нужно позвонить на горячую линию. Оператор в подробностях расскажет когда, где и как можно забрать карточку. Обычно ее изымают во время следующей инкассации и затем возвращают владельцу. Сейчас некоторые украинские банки предпочитают блокировку и уничтожение старой карты, предлагая клиентам перевыпустить пластиковую замену.
К кому обращаться, если карточку забрал «чужой» банкомат?
Если же карту «зажевал» АТМ «чужого» банка, необходимо позвонить на номер, указанный на банкомате. Поскольку процедура возврата карты отличается и зависит от каждого отдельного банка, следует поинтересоваться у оператора, к кому лучше обратиться. Как правило, вам посоветуют написать заявление в отделении «своего» банка и ждать возвращения карты владельцем АТМ. В таком случае у вас могут потребовать дополнительные документы, например паспорт или ИНН.
Возвращение карточки с АТМ другого банка занимает достаточно много времени. Поэтому банк-эмитент может предложить альтернативный вариант: утилизировать старую карту и получить новую.
Как быть, если карточку украли за границей?
За пределами Украины ситуация с утраченной картой несколько усложняется: рядом нет отделений банка. При отсутствии карты, ее нужно заблокировать, опять же позвонив на горячую линию, через интернет-банкинг или мобильное приложение. Далее банк предложит клиенту перевыпустить виртуальную карточку, добавить ее к Wallet и рассчитываться с помощью смартфона. Забрать пластиковую карту можно после возвращения в Украину. Но снять наличные в банкомате за рубежом без пластика не удастся.