Уже несколько лет подряд я посещаю ежегодную конференцию, посвященную искусству и бизнесу, которую организует аудиторская компания Deloitte, проводя ее в разных уголках мира — от Люксембурга до Монако. Ежегодно на это событие приезжают главные персонажи арт-рынка и обсуждают самые актуальные темы и насущные вопросы. Недавно была рада узнать, что у нас в Украине в галерее M17 организуют International Art Collectors' Forum, а его программа — наравне с делойтовской: у нас тоже иностранные инсайдеры и актуальные темы. Например, целый день посвящен цифровому искусству, блокчейну и NFT — это действительно горячая тема для арт-мира.
Какие украинские работы войдут в парижскую коллекцию. Фото: Barthelemy de Mazenod / Unsplash
Форум открылся пресс-конференцией, во время которой речь шла о гиперважном событии не только для мира украинского искусства, но и для культурной дипломатии нашей страны: наше искусство теперь будет представлено в коллекции Центра Помпиду в Париже. Украинские коллекционеры передали во французскую столицу 164 работы украинских художников с 1960-х годов XX века до сегодня. Впервые наше искусство в таком объеме будет представлено в постоянной коллекции одной из самых влиятельных арт-институций мира. В 2022 году в Париже состоится выставка этих работ, также предусмотрена лекционная программа, касающаяся темы выставки.
Инициатором проекта выступил Зенко Афтаназив, президент Украинского клуба коллекционеров современного искусства, который шел к воплощению этой идеи еще с 2016 года. Стоит отметить, что в коллекции много работ Харьковской школы фотографии, которая очень ценится за рубежом, а также работы одесских концептуалистов. Зумом к пресс-конференции присоединился Николя Луччи-Гутников, куратор Центра Помпиду, который сказал, что «они стремятся отобразить глобальную панораму искусства в мире, и репрезентация украинской культуры является очень важной в контексте воспроизведения искусства Восточной Европы».
Как собирает коллекцию Fondation Louis Vuitton. Фото: Barthelemy de Mazenod / Unsplash
Отдельный день форума был посвящен корпоративным коллекциям. Слушали лекцию куратора корпоративной коллекции Deutsche Bank Алистера Хикса, который рассказал о том, как они называли именами художников этажи штаб-квартиры банка во Франкфурте, а также о том, как покупали работы за полторы тысячи долларов в 1970-х — 1990-х. Это была средняя стоимость работы из коллекции того времени.
А Клэр Стеблер из Фонда Louis Vuitton рассказала о принципах, руководствуясь которыми они делают выставки: это приглашение институций (работы из других музеев) или использование собственных фондов. Было интересно услышать о направлениях, по которым отбирают работы для коллекции: это contemplative art (созерцательное искусство), поп-арт, экспрессионизм, а также sound and music. Что касается последнего направления, то следует сказать, что владелец фонда Бернар Арно является еще и пианистом и порой даже играет на концертах. А Клэр имеет отношение к Украине, поскольку когда-то работала в киевском Пинчук Арт Центре. Поэтому, возможно, со временем украинское искусство появится и в коллекции Fondation Louis Vuitton.