Табачные компании уже много лет подряд считаются главными наполнителями бюджета. Именно эти предприятия создают образцово-показательные условия работы для своих сотрудников, добиваются положительных изменений на рынке и прилагают колоссальные усилия для борьбы с теневым сектором и контрабандой сигарет. Эта война всегда велась с переменным успехом. Но за последние полгода табачники получили невероятный отпор от теневиков, проникших во власть и использующих ее для достижения своих целей. The Page решило разобраться в том, что происходит, и напомнить хронику табачных войн последних лет.
Бюджетообразующий бизнес
Фото: Thomas Stephan / Unsplash
В Украине работают четыре крупные табачные компании: British American Tobacoo, Philip Morris International, Japan Tobacco International и Imperial Tobacco. В прошлом году эти компании в совокупности заплатили 55 млрд грн налогов. Это около 7% всех поступивших в государственный бюджет платежей.
В случае с размером уплаченного акцизного сбора пропорция еще существеннее. Международные компании уплатили 44 млрд грн акцизного налога, а это 36% всех подакцизных товаров. Например, только группа компаний ВАТ в Украине (два юридических лица) суммарно уплатила в 2019 году в бюджет 15,01 млрд грн налогов. «Табачные корпорации — это один из трех самых крупных источников налогов в стране. Акцизный сбор, который является бюджетообразующим налогом, обеспечивается табачными компаниями», — говорит Владимир Дубровский, старший экономист CASE Ukraine.
Фото: facebook / Vladimir Dubrovskiy
Владимир Дубровский, старший экономист CASE Ukraine
Но и это еще не все. На четырех предприятиях международных компаний работают около 5 тыс. человек. Заработная плата на этих предприятиях значительно превышает средний уровень зарплат на аналогичных должностях на других заводах. При этом сотрудники фабрик имеют ряд дополнительных социальных гарантий, таких как страхование здоровья и жизни.
Например, в «ВАТ Украина» работает около тысячи человек, из них четыреста – на Прилукской табачной фабрике. При этом около 10 тысяч человек (это примерно 20% населения Прилук) в Украине задействованы в смежных отраслях, обеспечивающих работу фабрики: логистика, сервисные компании, полиграфические предприятия, изготовители упаковки, инженерные и строительные компании, предприятия общественного питания. В целом четырьмя международными компаниями в Украине создано около 50 тыс. рабочих мест в табачной и смежных с ней отраслях.
«С учетом значения табачных компаний для бюджета масштабное наступление на них, которое устроило государство за последний год, приведет к значительной потере объемов собираемого акцизного сбора. Поэтому игры отдельных народных депутатов вокруг бизнеса крупных табачных компаний попросту неприемлемы», — заявил Дубровский.
Хроника позора
Количество неприятных событий, которые в прошлом году произошли с табачниками, переходит все разумные рамки. Государство иногда производило впечатление самоубийцы. В данном случае за счет масштабных проблем, которые само же генерировало для табачных компаний. Постараемся вкратце перечислить их.
1. В августе 2019 года в Верховной Раде зарегистрировали законопроект 1210, целью которого было внесение изменений в Налоговый кодекс Украины. В первой редакции законопроекта планировалось установление ставок акциза на табачные изделия на уровне 2025 года (Верховной Радой предыдущего созыва был принят закон, устанавливающий 7-летний план пошагового повышения ставок акцизного налога в рамках гармонизации фискальной политики Украины с регулированием в Европейском союзе. Данный 7-летний план нашел поддержку и среди экспертов индустрии, так как впервые в истории независимой Украины участникам рынка был предложен понятный и прогнозируемый сценарий развития отрасли. Принятие данного закона повлекло увеличение инвестиций в украинские предприятия).
К счастью, после долгих и напряженных обсуждений инициаторы законопроекта 1210 убрали норму, противоречащую ранее принятым законам. Однако в финальном тексте законопроекта была принята норма, уравнивающая налогообложение продуктов для нагревания табака и сигарет с 1 января 2021 года. Приняв эту норму, парламентарии фактически ставят под угрозу существование сегмента продуктов с потенциально сниженным риском, который еще даже не успел развиться в полноценный бизнес. «Решение о том, чтобы приравнять стики и сигареты по размеру акцизного сбора, вообще не соответствует никаким критериям. По той простой причине, что стики даже близко не причиняют здоровью такого вреда, как сигареты. Поэтому акцизный сбор на них должен быть намного меньше», — говорит Дубровский.
2. 3 октября 2019 года на заседании фискального комитета Верховной Рады ряд депутатов внесли правки в законопроект №1049, который изначально не имел ничего общего с регулированием табачной отрасли. Правка, которая шла под номером 8, вводила ручной режим управления отраслью, а также регулирование торговой наценки для оптовых и розничных предприятий. По сути, производителей вынуждали дотировать предприятия розничной торговли и работать в убыток. Кроме того, эта правка противоречила правилам свободного рынка и рыночной экономики в целом. В пятницу, 4 октября 2019 года, законопроект был проголосован во втором чтении и в целом.
Фото: пресс-служба «ВАТ Украина»
Юрий Рылач, начальник отдела по работе с государственными органами «ВАТ Украина»
«Отрасль была поставлена в тупик, мы не понимали, как нам осуществлять производственную и торговую деятельность. Уже на следующей неделе мы были вынуждены остановить производство в Прилуках, сотрудники были отправлены в простой с выплатой всех сумм и платежей, предусмотренных трудовым законодательством», — рассказывает начальник отдела по работе с государственными органами «ВАТ Украина» Юрий Рылач. Решающим фактором для возобновления производства стала встреча представителей индустрии с президентом Украины, от которого мы услышали слова поддержки и заверения в защите международных инвестиций. На следующий день после этой встречи – 8 ноября 2019 года – фабрика ВАТ начала постепенный выход из простоя. В 2020 году законопроект №1049 был ветирован президентом и впоследствии проголосован Верховной Радой в редакции, исключающей несовместимые правки.
Негативную оценку эта поправка позже получила даже от главы финансового комитета Верховной Рады Даниила Гетманцева. «Я не хотел бы давать характеристики коллегам в комитете. Я могу сказать вам только одно: эта поправка действительно была ошибкой. Есть немного вещей, за которые мне стыдно за этот год. Но это как раз одна из них. Я благодарен и президенту, и Кабинету министров, которые заняли принципиальную позицию, и мы эту поправку, в конце концов, сбили в Верховной Раде», — рассказывает Гетманцев.
«Не секрет, что лоббистом и главным бенефициаром этого закона был депутат от «Слуги народа» Андрей Холодов, которого журналисты из программы «Схемы» изобличили в фактическом владении двумя торговыми сетями — он продает сигареты и пользуется своим статусом депутата, чтобы увеличить свои доходы», — говорит председатель экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. — Несмотря на широкую огласку в обществе, господин Холодов не был отстранен от должности, где у него есть очевидный конфликт интересов. Все закрывают глаза на это. Разве что НАБУ расследует дело против Холодова, но очень долго».
Фото: facebook / Борис Кушнірук
Борис Кушнирук, экономист
«Очевидно, что это новая волна прессинга. И это при том, что они входят в первую десятку крупнейших налогоплательщиков в Украине. О какой корректности здесь вообще может идти речь? В какой-то момент им надоест эта ситуация и они просто полностью остановят свою деятельность в Украине, — уверен эксперт. — Если власть хотела побороть монополию в дистрибуции, зачем убивать целую отрасль промышленности? Даже если эта история не приведет к закрытию табачных фабрик, международные компании в ближайшие годы будут очень осторожны, прежде чем вкладывать в Украину хотя бы цент. Доверие к нашей стране в этом случае было подорвано настолько, что я не могу представить, сколько понадобится времени и усилий, чтобы его восстановить».
3. Осенью 2019 года Антимонопольный комитет Украины наложил суммарный штраф на всех участников рынка в размере 6,5 млрд грн фактически за то, что они в своей деятельности следовали решениям Антимонопольного комитета предыдущих составов. 16 июля 2020 года Хозяйственный суд Киева отклонил иск ВАТ о признании наложения штрафа АМКУ неправомерным. «Мы удивлены и разочарованы этим решением. После ознакомления с документами мы планируем подать апелляцию», — говорит Рылач.
«Компания «Империал Тобакко» считает решение суда необоснованным, незаконным и политически мотивированным. Мы категорически не согласны с таким положением дел и будем защищать наши права в судах высших инстанций, а также в Международном инвестиционном арбитраже. К огромному сожалению, наше право на справедливое судебное разбирательство было нарушено. Но мы и дальше будем продолжать работать, строго следуя законодательству Украины как социально ответственный бизнес», – заявила директор по корпоративным и юридическим вопросам компании «Империал Тобакко» Юлия Завалишина.
Директор по корпоративным вопросам и коммуникациям JTI Украина Гинтаутас Диргела говорит, что его компания не согласна с решением АМКУ. «Мы всегда работали и работаем в рамках украинского и международного законодательства. Именно поэтому мы обжаловали это решение в суде. Это же могу сказать и в отношении иска АМКУ о взыскании штрафа до окончания судебных разбирательств – мы не согласны, так как всегда работаем в рамках закона и не нарушали его, — рассказывает Диргела. — Кроме того, Американская торговая палата считает, что преждевременное взыскание штрафа и обеспечение иска в виде наложения ареста на имущество компаний в момент обжалования решения АМКУ в суде первой инстанции является прямым нарушением закона «О защите экономической конкуренции».
Председатель экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук считает: с учетом того, что речь идет о международных компаниях, очень важно, чтобы действия АМКУ не выглядели избыточными и опасными с точки зрения соблюдения прав и законных интересов международных инвесторов в Украине.
«Я не видел подтверждений, что табачные компании получили сверхприбыли от существующей модели дистрибуции, — говорит Кушнирук. — У нас цена на табачные изделия слишком зарегулирована государством, 80% стоимости каждой пачки сигарет — это налоги, поэтому там сверхприбыли могут возникать только в случае неуплаты налогов».
А если не было сверхприбылей, тогда почему применяется чрезмерное наказание, вопрошает эксперт. По его словам, показательно, что с табачных компаний взимаются не только штрафы якобы за картельный сговор, но и накладывается арест на их имущество в обеспечение исков. Эти действия приведут к параличу работы производителей, и, как следствие, они не смогут платить налоги в бюджет, чем непременно воспользуются контрабандисты. «Это все равно что арестовать все имущество водителя, который нарушил ПДД, до того как он заплатил штраф в отведенное законом время. Если бы табачные компании просрочили выплату штрафов, если бы они отказались платить, если бы не начали оспаривать эти решения в суде, тогда арест был бы понятен. Но они начали платить. Так зачем же их добивать?» — говорит Борис Кушнирук.
4. Еще одна похожая проблема – нежелание ряда депутатов переносить взимание местного акциза с розничной торговли на производителей.
«У нас есть законопроект об администрировании местного акциза. Этот законопроект разработан Министерством финансов. Мы считаем, что если перенести администрирование местного акциза по розничной сети на производителей, мы значительно повысим объемы этого налога — где-то на два миллиарда в год», — поясняет Даниил Гетманцев.
Фото: facebook / Danil Getmantsev
Даниил Гетманцев, глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики
Суть заключается в том, что недоплата местного акциза составляет около 2 млрд грн. Это деньги, которые продавцы не платят государству и забирают себе в карман, продавая табак мимо кассы. «Если мы возложим администрирование этого налога на крупные корпорации, они не смогут его недоплачивать, они будут платить его на сто процентов. Для компаний нет никакой выгоды — они получают лишь дополнительные обязанности по администрированию. Но они также заинтересованы, и это правда, в легальном рынке реализации табака в стране», — говорит он.
Гинтаутас Диргела уверен, что важно разработать четкую систему администрирования налога, которая позволит быстро и объективно распределять эти поступления в местные бюджеты. «Для нас как производителей это, конечно, дополнительные затраты, но мы готовы согласиться на такой порядок, так как он не позволит недобросовестным игрокам табачного рынка уклоняться от уплаты налогов», — отмечает директор по корпоративным вопросам и коммуникациям JTI Украина.
Борис Кушнирук подчеркивает, что сейчас неуплата 5-процентного акцизного налога достигает 60% — то есть больше половины этого налога не попадает в местные бюджеты. Международные табачные компании, у которых есть репутация добросовестных налогоплательщиков, рекомендовали правительству решить эту проблему просто: они предложили себя в качестве плательщика этого налога. И это было бы эффективно.
Но, как отмечает Кушнирук, тот же Холодов публично выступил против передачи уплаты 5% налога табачным компаниям. «Может, он, как вероятный владелец табачных торговых сетей, не хочет потерять огромную сумму денег? Платит ли этот налог он сам, большой вопрос, иначе с какой стати он так упорно выступает против идеи табачных компаний решить проблему поступлений в местные бюджеты?» — задается вопросом эксперт.
Впрочем, против такой инициативы выступил ряд народных депутатов, которые сами контролируют сети розничной продажи табака.
5. 10 июля 2020 года на заседании рабочей группы по выполнению положений меморандума о намерениях обеспечения стабильности на рынке табачных изделий и взаимопонимании между международными производителями и правительством Украины ряд народных депутатов озвучили намерение национализировать предприятия компании ВАТ в Украине. «Мы обратились с письмом к президенту Украины, премьер-министру и главе Верховной Рады с просьбой уведомить, действительно ли планируется национализация наших компаний. К сожалению, такие заявления не способствуют росту инвестиционной привлекательности Украины», — заявил начальник отдела по работе с государственными органами «ВАТ Украина».
«Это вообще бред, это безобразие. Я даже не знаю, как это можно охарактеризовать. Никакой национализации не будет. Мы как команда, это я могу вам говорить не только от себя, ни в коем случае не будем рассматривать вопрос о национализации какой-либо табачной компании. Это совершенно недопустимо. Считаю, что подобные заявления — это вообще неправильный тон разговора с рынком», — пояснил Гетманцев.
Борис Кушнирук подчеркивает, что инициатором выпадов против табачников был Андрей Холодов. По его мнению, расследование журналистов программы «Схемы», безусловно, подтверждает, что есть основания обвинять его в коррупции, мошенничестве и неуплате десятков, если не сотен миллионов гривен налогов. «Полное отсутствие реакции со стороны парламентской фракции «Слуги народа» и Офиса президента на обнародованное журналистами расследование деятельности господина Холодова указывает на то, что депутатский мандат и влиятельную парламентскую должность он получил за чемоданы весомых аргументов», — уверен эксперт.
Кушнирук говорит, что в этом контексте особенно забавными выглядят обвинения господина Холодова в том, что табачные компании уклоняются от уплаты налога на прибыль. Мол, как можно показывать отрицательную прибыль при миллиардных оборотах. «Но человек, который никогда не занимался реальным производством и не любит платить налоги, похоже, не представляет, что даже у мировых гигантов бизнеса финансовый результат в определенные периоды может быть отрицательным, — подчеркивает Борис Кушнирук. — Холодов дошел до того, что предложил национализировать одну из табачных компаний за то, что у нее какой-то не такой финансовый результат деятельности. Что-то более глупое придумать сложно. И это говорит член партии президента, который обещал инвестиционный бум».
Атаки самого Холодова на табачные компании приведут к тому, что те не только не получат прибыль, но и не дадут стране налоги.
«Следует напомнить, что табачная отрасль в Украине настолько зарегулирована, что 75% всех уплаченных табачными компаниями налогов уплачиваются задолго до начала производства сигарет. 80% стоимости каждой пачки сигарет — это налоги, которые идут государству. Так о какой неуплате налогов говорит Холодов? И каковы его истинные мотивы атаки на крупные западные компании? — задается вопросом эксперт. — Все это требует тщательного расследования. Но, видимо, политика нынешней власти заключается вовсе не в создании института инвестиционных нянь, а в содействии политическим бизнес-группировкам, которые заинтересованы в перераспределении денежных потоков в свою пользу. И если раньше я говорил о некомпетентности власти, то теперь очевидно, что она прекрасно понимает, что делает, но все равно идет на нарушение законов».
6. Неудивительно, что в такой ситуации крупные табачные компании готовят свой уход из страны. Так, в течение последних 10 лет украинский офис ВАТ был центром управления двух субрегионов. С 2010 года – субрегиона «Украина, Молдова, Беларусь», с 2016 года киевский офис ВАТ руководил деятельностью в 13 странах: Украине, странах Кавказа и Центральной Азии, Беларуси, Молдове и Монголии. В середине 2019 года в связи с непредсказуемой регуляторной и фискальной политикой в Украине в главном офисе ВАТ в Лондоне было принято решение понизить статус.
Что делать
Фото: Thomas Stephan / Unsplash
Все международные компании и институции, связанные с Украиной, неоднократно указывали на то, что Украина имеет огромный потенциал, чтобы быть привлекательным рынком для инвестиций и размещения производств в силу географического расположения, емкости рынка, наличия квалифицированных кадров.
Так, ВАТ вышла на украинский рынок в 1993 году после приобретения доли в Прилукской табачной фабрике. «Мы были первыми в нашей отрасли, кто пришел в Украину. За 27 лет работы мы пережили вместе со страной все радости и сложности. Менялись составы правительства, парламента, мы часто спорили, обосновывали свои позиции, но в итоге всегда удавалось установить нормальный диалог бизнеса с властью, который ведет к успеху обеих сторон. Несмотря на разные подходы и взгляды, ни один чиновник за 27 лет не озвучивал идеи о национализации наших предприятий, — рассказывает Юрий Рылач. — Впервые такую мысль мы услышали в этом году, что повергло нас в замешательство».
Фото: пресс-служба «ВАТ Украина»
Прилукская табачная фабрика
По его словам, в компании приветствовали стремление Украины войти в европейское сообщество, веря в то, что верховенство права и европейские ценности будут защищать международные инвестиции. Рылач вспоминает, как в компании поддерживали подписание Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, которое открывало путь украинскому бизнесу на европейские рынки. Предыдущим созывом Верховной Рады был принят закон о поэтапном повышении ставок акцизного налога на табачные изделия в течение 7 лет. Это был первый в истории Украины стратегический документ, который существенно повысил инвестиционную привлекательность страны для международных производителей.
«Мы неоднократно обращались и продолжаем убеждать государство в том, что Украине требуется прозрачная, понятная и стабильная регуляторная и фискальная политика, без неожиданных скачков и подводных камней. Украина сейчас как никогда нуждается в защите инвестиций от произвола отдельных чиновников, — говорит начальник отдела по работе с государственными органами «ВАТ Украина». — Создайте понятные и прозрачные правила игры на рынке, и мы в свою очередь приложим все усилия, чтобы создать лучшее будущее для всех заинтересованных сторон: для государства, общества, потребителей, наших сотрудников и акционеров».
«Табачный бизнес всегда был под пристальным вниманием общественности и правительства. Мы, вероятно, являемся единственной индустрией, для которой налоги повышаются ежегодно, а в 2018 и 2019 годах — даже дважды в год. В то же время компании табачной отрасли обеспечивают не только налоговые поступления в бюджеты всех уровней, но и валютную выручку от экспорта продукции, производимой в Украине. К сожалению, постоянные изменения регуляторной среды без предварительного обсуждения и переходного периода для адаптации, множество регистрируемых, часто противоречивых законодательных инициатив, заявления о национализации и т.д. не способствуют развитию бизнеса и ставят под вопрос будущее инвестиций», – заявила директор по корпоративным и юридическим вопросам компании «Империал Тобакко» Юлия Завалишина.
Владимир Дубровский уверен: если государство не решит проблему, то на место легальных белых компаний, которые уйдут с рынка, придут производители контрафактной продукции и контрабандисты из России и Молдовы. «Продавать такого рода продукцию могут на «черном рынке» через бабушек, раскладки с сигаретами и т.п. В этом случае вообще будет невозможно собрать какие-либо налоги», — заключает старший экономист CASE Ukraine.