Сказка об украинском туристическом бизнесе

Мнения

управляющий партнер FashionHub UA Вадим Медведев
Фото: Tirachard Kumtanom / Pexels

Фото: Tirachard Kumtanom / Pexels

И решил как-то мужчина средних лет и средних амбиций поехать со своей любимой на отдых, в края недалекие, в края турецкие, на курортные пески, за эксклюзивными напитками и едой олл-инклюзивной. И подумал мужчина, что задачу столь несложную сможет в сжатые сроки исполнить агентство ему знакомое, агентство туристическое, ФОПом ведомое, в гостинице на левом берегу размещенное.

Дисклеймер

Для удобства от скуки читающих, а также правоохранительных органов и «Общества защиты святого украинского потребителя» назовем агентство «Да Пошли Вы Сами», а оператора туристического – «АНуВас Тур».

А что происходило дальше?

- Полететь хотим.

- А куда?

- В Бодрум. Турция. В гостиницу пятизвездочную, знакомую мне, на олл-инклюзив, на 10 дней.

Все стандартно. Пинг-понговое обсуждение цены, выбивание скидки, обмен сообщениями и начало болезненного процесса обмена дензнаков на обещание вылета, номера улучшенного и самолета безопасного. 60% стоимости тура было внесено, жизненные планы откорректированы, купальные костюмы и кремы для загара заказаны и получены. Опущу тот факт, что агентство, ФОПом ведомое, по согласованию с «АНуВас Туром» пользуется курсом обмена, минимум на 5% превышающим стандартный курс (плюс процент за перевод). Опущу, ибо неинтересно это — каждый зарабатывает как может.

Но тут грянул гром, сгустились над миром тучи вирусные и закрыли границы государства и регионы, ввели меры жестокие, но оправданные — на Землю опустился форс-мажор. Вот и сказке конец. Полный конец. А дальше примитивная украинская проза.

  • Все договоры, которые подписывает турист, имеют интересные пункты, позволяющие всяким «Да Пошли Вы Сами» и «АНуВас Турам» в случае отказа от тура штрафовать отдыхающих на суммы, с трудом поддающиеся пониманию. Особенно если ваш тур запланирован на майские праздники, Пасху, Рождество (первое и второе), а также Новый год и другие значимые события в нашей с вами жизни.
  • Я стал доставать «Да Пошли Вы Сами» сразу, как только в стране был объявлен карантин, то есть 16 марта. На что получил ответ: «Не стоит волноваться, подождем еще. Возможно, карантин отменят и вы спокойно полетите на отдых». Чувствуете, как по телу побежал приятный оптимизм и уверенность в завтрашнем дне? У меня до сих пор бежит.
  • Как только стало понятно, что в мае я полететь не смогу, настал второй этап забавной игры «Забери свои деньги». Агентство «Да Пошли Вы Сами» заявило, что надо еще «подождать», так как бедолаги из «АНуВас Тура» сейчас вывозят застрявших соотечественников с курортов, а поскольку это большие расходы, то денег нет. Для информации: «АНуВас Тур» также владеет авиакомпанией — у оператора есть свои самолеты, и это прекрасно. Но за мои деньги заливать керосин? На это я согласия не давал. Ладно, вошел в положение и на пару дней замолчал.
  • Что делает «Да Пошли Вы Сами»? Они предлагают мне перебронировать тур. Внимание! На август. Август? Приятный оптимизм вернулся! Привожу аргументы, статьи из западной прессы, британской и незаангажированной, читаю интервью с министрами туризма, включая господина из Анкары, крою фактами. Говорю, давайте уже на следующий год. И отвечает мне «Да Пошли Вы Сами»: «Нельзя, «АНуВас Тур» перебронирует только на этот период. Причем цен на сентябрь и октябрь нет». А то, что в сентябре надо работать дома, а в октябре там уже прохладно и что наверняка концепция олл-инклюзив применяться не будет, это ж мои проблемы, а не оператора. При этом мне необходимо будет найти тур, стоимость которого не должна быть меньше, чем полная стоимость моего отмененного тура, за который я внес 60% предоплаты. Почему? Такое правило «АНуВас Тура». Шах. Пешка на доске.
  • Тогда, говорю я им, возвращайте деньги. И отвечает мне «Да Пошли Вы Сами»: «Денег у нас нет. Все перевели «АНуВас Туру», у нас даже квитанции есть — можем показать». Прошу запросить оператора — пусть он вернет. И вот тут пошло-поехало: «Вы знаете, сейчас никто никому деньги не возвращает, надо ждать конца карантина. Да и тур у вас был на майские, а там штрафные санкции». Что? А форс-мажор? А карантин? А то, что я обратился за несколько недель до тура? Снова пинг-понг, и получаю ответ через неделю: «Оператор может вернуть деньги, но за вычетом штрафа в размере (внимание!) 50%». Феерично! Тело резко покидают оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Спрашиваю: за что? Проходит несколько дней, получаю ответ: «Отказываются объяснять». Снова шах. Пала ладья.
  • Чувствуете, как медленно тайное общество последователей пакетных туров загоняет меня в угол? Или лети в этом году, или забудь о паре сотен евро. Я же нормальный, средних лет и средних амбиций мужчина пишу: «Давайте посмотрим Кипр, мой любимый и родной Пафос». Проходит время, и я получаю ответ, где цена на 50% выше, чем на известном онлайн-бронировании. Как так? Цитирую агентство: «Возможно, лучше подождать и посмотреть, что будет с ценами дальше, так как дополнительные платы по аналогичным турам, по которым туристы не смогли улететь, сейчас онлайн около 10 тыс. грн. Поэтому все в ожидании и надежде на то, что цены упадут». Снова шах. Рокировка. Ферзь бьет коня.

Лирический финал

После нескольких постов в фейсбуке мне стали писать менеджеры и даже владельцы туристических компаний:

- надо поддержать туристическую индустрию, а то будут сокращения, банкротства и тысячи людей на улице без работы;

- нельзя, аморально требовать свои деньги, так как туроператор — не банк и мои деньги не хранит, все давно на счетах отелей и курортов, которые ими пользуются, поскольку «им же необходимо выживать в низкий сезон»;

- надо пойти навстречу друг другу и перебронировать тур на более позднее время, так как это единственный выход из создавшейся ситуации.

Дьявол, дорогие работающие в туриндустрии, кроется в деталях — в мелких, но очевидных деталях; кроется в отношении к обычному клиенту, которого вы попросту отказывались замечать, отправляя пачками переполненные допотопные самолеты на олл-инклюзив. Вы работали только потому, что мы ленились, боялись потратить несколько часов нашего времени на поиски подходящего нам отдыха и давали возможность вам зарабатывать — вы получали оптовые скидки на размещение, вы открывали офисы и продавали франчайзинг, скрываясь за многочисленными ФОПами по всем городам нашего Отечества.

Никто из нас не был готов к подобному в 2020-м — мы, если честно, еще от 2019-го не отошли. Но ни одна кофейня, ни одна парикмахерская, ни один магазин непродовольственных товаров не загнал своих клиентов в угол так, как это сделали вы. Может, потому что они знают, что приобрести нового клиента стоит в 5-10 раз дороже, чем удержать старого?

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Не удержалась. История о том, как я заказывала зеркало в IKEA Мнения

Не удержалась. История о том, как я заказывала зеркало в IKEA

Диана Полунина
Диана Полунина
журналист The Page
Как летать во время пандемии Мнения

Как летать во время пандемии

Сергей Николайчук
Сергей Николайчук
cоздатель проекта «iberlinlover – свои люди в городе»; организатор украинской вечеринки на Берлинале; участник проекта kul’tura, продвигающего современную украинскую культуру в Берлине
«Черный лебедь» индустрии красоты. Что будет после карантина Мнения

«Черный лебедь» индустрии красоты. Что будет после карантина

Ксения Пискун
Ксения Пискун
директор по развитию компании Artforma