Facebook Pixel

Крым как витрина «русского мира». Как РФ седьмой год не может создать двигатель без Украины

Фото: Валерий Григоренко/Pixabay

Фото: Валерий Григоренко/Pixabay

В 2014 году, когда Путин оккупировал Крым, будущее казалось сторонникам «русского мира» безоблачным. Полуостров вернулся «в родную гавань», российские пенсии красиво падали с неба, а зарплаты росли как на дрожжах. Спустя семь лет реальность расставила все по своим местам.

Средняя зарплата в Крыму – 32 тыс. рублей или 12 тыс. грн. Средняя зарплата в Николаевской области, которая не курорт и не нашпигованная бюджетными деньгами военная база, – 14 тыс. грн. В Мариуполе, который не так давно полировали российскими реактивными системами, блокировали с моря и он до сих пор прифронтовой город – 14,7 тыс. грн. Все призывы потерпеть санкции, воду и электричество по часам ради светлого будущего потерпели фиаско.

При этом разрыв производственных цепочек с Украиной произошел не только в сегменте АПК, но и в высокотехнологичном кластере – например, в двигателях для вертолетов и силовых установках для кораблей. И он не преодолен спустя семь лет. О том, как Владимир Владимирович украл у союзников по СНГ один полуостров и чем это пока закончилось для российского кораблестроения – Кирилл Данильченко для The Page.

Telegram Logo

Южный турбинный завод

С 1956 года газовые турбины для судов СССР производили в городе Николаев, Украина. Южный турбинный завод (ныне «Зоря»–«Машпроект») произвел примерно 30% мощности советского ВМФ. Гигантская силовая установка мощностью 110 тыс. лошадиных сил для «убийц авианосцев» типа «Атлант» была разработана у нас – на предприятии «Зоря»–«Машпроект».

Суда на воздушной подушке типа «Зубр» для Китая и РФ, способные перевозить десяток 13-тонных бронемашин, оснащались украинскими двигателями. Сторожевые, десантные и противолодочные корабли, эсминцы – ко всем этим судам производились турбины в «городе корабелов».

«Великая морская держава»

Ну и конечно, после распада СССР российские фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков» и 11365 «Буревестник» были завязаны на украинские технологии. Ибо носители крылатых ракет «Калибр» и «длинная рука» ВМФ РФ без Николаева тоже, оказывается, не ходят.

Когда случился «Крым наш» и вторжение на Донбасс, ожидаемо, сотрудничество было прервано. Пока шло импортозамещение под дорогостоящие и сложные в производстве фрегаты на заводе в российском Рыбинске, спешно была вылеплена замена – серия малых корветов «Каракурт» в 800 тонн. Тоже носители управляемого оружия, но меньше, дешевле, с урезанными ТТХ и под двигатели из РФ. Которые вскоре должны были разработать на петербургском заводе «Звезда».

К тому же оккупанты разместили заказы в Крыму – на заводе «Море» в Феодосии и «Залив» в Керчи. По плану до 2026 года должны были стать в строй 18 судов. Притом, что прямо заявлялось, что это паллиатив, временное решение – суда ближней морской зоны, по сути, та же «волчья стая», только с УРО (управляемое ракетное оружие. — Прим. ред.), на время, пока не будет освоена силовая установка для более крупных фрегатов.

Два года впустую

Но воз и ныне там. С многократным переносом сроков удалось поставить в строй только три «Каракурта». А 9 февраля утекли в сеть новости о том, что 17 февраля 2021 года будет суд, и против завода «Звезда» выкатили иски на 16 млн рублей претензий за сорванные сроки поставок трех дизельных двигателей. Заголовки хороши – «заволокитили судно» и «два года впустую». Притом, что стала известна и вся сумма контракта – 350 млн рублей. Менее 5% прибыли для предприятия?

А, оказывается, санкции сделали россиян «богаче», и не так давно было запрещено ставить наценки на ГОЗ свыше 10% добавленной стоимости. Что, естественно, сильно ударяет по возможностям заводов инвестировать в модернизацию и в принципе выживать без экспортных контрактов.

Но ракетные катера не продаются как горячие пирожки. Поэтому приходится идти на сокращенную неделю и увольнять часть сотрудников. Итог – два упущенных года, люди на улице и медленно ржавеющий «Каракурт». Два из них уже, по официальным планам, не будут построены – серия урезана до 16 судов.

Фото: World Defence Review

Фото: World Defence Review

А «Зоря»–«Машпроект» продолжает успешно работать. В 2019 году – 376 млн грн прибыли. Совместное предприятие по ремонту двигателей с индийцами – они эксплуатируют турбины из Николаева на 8 эсминцах и 16 ракетных корветах.

Подписан меморандум на сотрудничество с Турцией. По прежнему один из трех мировых лидеров по производству ГТД (газотурбинных двигателей. — Прим. ред.) для судов. Здесь должна быть мораль про камни с неба и витрину «русского мира». Но ее не будет – просто рынок так отрегулировал. Кто не великая морская сверхдержава, а просто украл у соседей на пожаре.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости