Face control в бизнесе: как обманывают украинские компании контрагенты-мошенники

Фото: Sammy-Williams/Pixabay

Фото: Sammy-Williams/Pixabay

Компания YouControl в результатах аналитического исследования «Проверка контрагента: особенности и тренды» информирует, что в 2020 году о росте количества мошенничеств в Украине указали 20% опрошенных компаний. В то же время о более 10 случаев мошенничества в год чаще других отмечали в промышленности, медицине/фармацевтике, закупках, транспорте/логистике и строительстве/недвижимости.

Почему именно эти сферы больше всего подвергались мошенничеству в прошлом году? По каким схемам обманывают компании в Украине и как правильно проверить контрагента?


Почему больше обманывают компании из конкретных отраслей?

Промышленность, медицина, закупки, транспорт и логистика, а также строительство сегодня представлены высоким уровнем конкуренции в Украине. Следовательно, для успешного бизнеса они нуждаются в постоянном поиске новых рынков, партнеров и клиентов.

Telegram Logo

В то же время своеобразные «гонки» в выгодных контрактах и их большем количестве часто приводят к ухудшению качества проверки потенциального контрагента, сотрудничество с которым может иметь больше риска, чем реальной вероятности получить прибыль.

Анастасия Гурская
Анастасия Гурская
Адвокат, руководитель адвокатского бюро «Анастасии Гурской», глава Комитета по защите бизнеса Союза украинских предпринимателей

Под удар особенно попадают компании, которые на балансе имеют определенные производственные мощности, здания, земли в собственности или пользовании, большие объемы товара, недвижимость для продажи или сдачи в аренду и тому подобное.

Например, промышленность в 2020 году столкнулась с большим мошенничеством в связи с тем, что в ней большие денежные потоки, а системой проверки контрагентов обладают не все субъекты хозяйствования.

Что касается мошенничеств в сфере медицины и закупок, то это напрямую связано с мировой пандемией COVID-19.

The Page
Комментарий The Page

Под удар особенно попадают компании с производственными мощностями.

Олег Горецкий
Олег Горецкий
Управляющий партнер юридической фирмы «Горецкий и Партнеры», к.ю.н., Председатель комитета по вопросам медиации Ассоциации адвокатов Украины

В 2020 году Украина имела большую потребность в средствах индивидуальной защиты, медицинских препаратах и медицинском оборудовании. Государственные и частные учреждения в кратчайшие сроки пытались обеспечить страну всем необходимым. Из-за высокого спроса активизировались мошенники, которые изготавливали и распространяли некачественные медицинские товары.

А вот сфера недвижимости ежегодно отличается высоким уровнем мошенничества. К большому сожалению, в нашей стране существует множество схем, которые с каждым годом меняются. В частности, это не официальные веб-порталы, подделка правоустанавливающих документов, внесение ложных сведений в государственный реестр прав на недвижимое имущество и прочее.

The Page
Комментарий The Page

Сфера недвижимости ежегодно отличается высоким уровнем мошенничества.

Какие последствия мошенничества для компаний?

По результатам исследования YouControl, 40% компаний, пострадавших в 2020 году от мошенников, виновными в неправомерных действиях чаще всего видят клиентов. 24% респондентов отметили, что их компании пострадали от конкурентов. А почти 19% получили «приятные неожиданности» от своих же коллег-сотрудников.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

При этом адвокат Дмитрий Никифоров рассказал The Page, что слишком много взаимодействий между компаниями сейчас проходит на доверии, нередко платежи проводят на условиях полной предоплаты, а все договоры и сопроводительные документы уже подписываются постфактум. Это создает дополнительные риски и даже стимулирует недобросовестных контрагентов к нарушениям и мошенническим действиям.

В целом же мошенничество в бизнесе часто касается случаев завладения имуществом компаний. В то же время его можно разделить на несколько видов:

  • рейдерские захваты,
  • завладение имуществом недобросовестными контрагентами,
  • завладение имуществом/растрата имущества работниками компаний.

Что касается случаев рейдерства, то, как правило, мошенничество осуществляется путем внесения изменений в регистрационные документы компаний в части собственников (учредителей) и в части руководства на основании поддельных документов (как правило, доверенностей, судебных решений). А именно с целью получения права полного управления компанией и распоряжение ее имуществом (товаром, недвижимостью, движимым имуществом).

Анастасия Гурская

Анастасия Гурская

Адвокат, руководитель адвокатского бюро «Анастасии Гурской», глава Комитета по защите бизнеса Союза украинских предпринимателей

В то же время эксперты отмечают, что частыми случаями мошенничества в бизнесе сегодня есть и завладение денежными средствами со стороны наемного топ-менеджера. Скажем, инвестор доверяет управление своим бизнесом и активами руководителю, а последний занимается не развитием компании, а удовлетворением собственных интересов. Например, заключая сделки в свою пользу, увеличивая свои доходы и уменьшая активы предприятия, иногда до доведения его до банкротства.

Также в связи с уменьшением доходности бизнеса и населения в 2020 году нередки были и факты заключения договоров на приобретение товара без его оплаты. При этом контрагенты покупали товары с отсрочкой оплаты, зная заранее, что не смогут за него рассчитаться, поскольку являются неплатежеспособными и фактически имеют имущество в налоговом залоге, невыполненные обязательства и тому подобное.

София Кикиш
София Кикиш
Адвокат АО «Matviyiv & Partners»

Рисками также могут быть как срыв контракта, потеря ожидаемой прибыли или товара, необходимость защищать интересы в длительном, затратном и не всегда результативном процессе, так и финансовые санкции со стороны других партнеров и государства.

В то же время судебные споры и уголовные производства могут тянуться годами, пока будет получено судебное решение и привлечено виновных к уголовной ответственности. За это время бизнес может потерять наработанные деловые связи и понести репутационные потери. Ведь как можно говорить о надежном контрагенте, которого довели до банкротства или чьим бизнесом завладели неизвестные лица.

The Page
Комментарий The Page

Судебные споры и уголовные производства могут тянуться годами.

Например, если взять сферу недвижимости/строительства — кто захочет покупать недвижимость или инвестировать в строительство, если компания имеет проблемы с рейдерским захватом или ее имуществом завладели третьи лица, отмечает эксперт.

Вследствие мошеннических действий нарушается нормальный процесс ведения бизнеса. Компания теряет деньги и не получает товар, который также должна была поставить другому контрагенту. В результате добросовестная компания, потерпевшая от мошенничества, дополнительно может получить иск от своего контрагента за нарушение сроков поставки, еще и может получить штраф. Это дополнительные затраты времени и денег на юристов.

Дмитрий Никифоров

Дмитрий Никифоров

Руководитель юридической фирмы Барген, адвокат

Адвокат Александр Кудрявцев рассказал The Page про отдельные проблемы, которые могут возникнуть и с коммунальными предприятиями (далее — КП). Они в фармацевтической отрасли являются основными контрагентами-покупателями.

Проблема может возникнуть тогда, когда КП, имея долги, судебные решения об их взыскании и уже открытые исполнительные производства, не желая платить своим поставщикам, вдруг решает реорганизоваться и создать новое предприятие путем выделения.

В то же время передают все свои обязательства по погашению задолженности вновь КП. Казалось бы, ничего плохого. Но в действующем законодательстве не существует прямой нормы, которая бы обязывала «старое» или «новое» КП сообщать кредиторам о своем выделении.

Кроме того, в ЕГРПОУ не содержится информация о реорганизации «старого» КП путем выделения. «Старый» КП так и остается в статусе зарегистрированного, так сказать, «живого» предприятия, и в дальнейшем вроде работает. Таким образом, складывается удобная ситуация для КП-должника. Долг есть, даже решение суда, исполнительное производство открыто, но на счетах ничего нет, имущества нет, долг платить нечем.

Таким образом, поставщик своих средств не получит никогда, если случайно не выяснит о такой реорганизации и не заявит свои требования к вновь созданному предприятию через суд.

Как надежно проверить контрагента?

«Осведомлен — значит вооружен». София Кикиш говорит, что на помощь предпринимателю приходят открытые государственные реестры, специальные системы с набором инструментов для проверки, ну и конечно, квалифицированные услуги профессиональных юристов по проведению полного due diligence будущего партнера.

На сегодня общедоступны данные относительно действующего статуса предприятия, его участников и конечных бенефициаров, размера уставного капитала, видов деятельности фирмы, наличия налогового долга, судебных дел и исполнительных производств, в которых фигурирует компания, и тому подобное.

В большинстве случаев для проверки контрагента нужно знать следующие данные: если ФОП — индивидуальный налоговый номер лица или фамилия, имя и отчество; если юридическое лицо — полное наименование или код ЕГРПОУ или название предприятия.

Александр Кудрявцев условно делит такие реестры на:

  • а) реестры общей информации, содержащие информацию о названии, адрес, статус предприятия, налоговую историю, наличие задолженности по заработной плате, наличие открытых судебных дел и тому подобное;
  • б) специальные реестры, которые дополнительно могут быть использованы, в зависимости от вида деятельности контрагента, например, для получения информации о наличии у контрагента лицензии, разрешений и тому подобное.

Проверить своего контрагента можно, воспользовавшись реестрами, администрируемыми госорганами, и доступ к которым открыт, например:

Выводы: необходима единая, открытая база контрагентов

Сегодня система проверки контрагентов в Украине довольно развита и, применяя различные ресурсы, можно существенно снизить риски сотрудничества с вероятными мошенниками. Закрытыми для компаний в большинстве случаев остаются уставные документы, финансовая отчетность и аресты на банковских счетах. Такую информацию нужно требовать непосредственно от партнера.

Вместе с тем есть над чем работать. Государство должно прямой нормой в законодательстве обязать предприятия, которые реорганизуются, сообщать об этом, прежде всего, кредитору. А также вносить эти данные в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований.

Для того, чтобы максимально предотвратить злоупотребления недобросовестных бизнесменов, также необходимо создать единую, прозрачную, бесплатную общую базу по проверке любого контрагента, с полной его историей, начиная с момента создания. Но нужно ли это государству? Вопрос остается открытым.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости