Кризис — это стимул для девелопера работать лучше на 150%. Интервью с Рамилем Мехтиевым, ENSO

Рамиль Мехтиев, исполнительный директор компании ENSO/ пресс-служба

Рамиль Мехтиев, исполнительный директор компании ENSO/ пресс-служба

Эпидемия коронавируса, с которой столкнулся мир в 2020 году, стала существенным вызовом для рынка недвижимости и испытанием на прочность. Застройщики столкнулись с резким падением спроса и необходимостью за считанные дни переформатировать свою работу. О том, как изменилась философия девелопмента в Украине из-за коронавируса, что ждет рынок недвижимости в обозримом будущем и какое жилье будет пользоваться популярностью у украинцев даже в кризис, в интервью The Page рассказал исполнительный директор компании ENSO Рамиль Мехтиев.

Пандемия коронавируса заморозила деятельность многих сфер как в мире, так и в Украине. Далее, по прогнозам МВФ, нас ждет глобальная рецессия и экономический кризис. Что сейчас происходит с украинским рынком недвижимости?

— В целом украинский рынок девелопмента сейчас в неопределенной позиции. Ситуация такова, что все компании застыли и пытаются предугадать, что будет дальше. Никто точно не знает, когда полностью закончится карантин в Украине, да и в мире тоже. Нет понимания сроков восстановления экономики после завершения пандемии COVID-19.

Например, МВФ прогнозирует крупнейший за 100 лет обвал мировой экономики. Украинские инвесткомпании и экономисты также прогнозируют серьезное падение ВВП и девальвацию в нашей стране. Но 100% прогнозов не может дать никто.

Да, на украинском рынке жилой недвижимости сейчас существенно меньше сделок. И это логично, что покупатели в большинстве своем отложили покупку квартиры до лучших времен. Однако это не повод для девелоперов останавливаться. Наша компания приняла этот вызов и планирует, наоборот, побороться за рынок.

Звучит немного странно. Недвижимость — это не товар первой необходимости, и многие люди сейчас откажутся от своих планов по покупке квартир. Для чего тогда девелоперам нужно наращивать силы?

— После любого кризиса идет период восстановления, а затем роста. Мы четко понимаем, что отложенный спрос — это достаточный стимул для того, чтобы работать лучше не то что на 100%, а на 150%, чтобы в перспективе привлечь покупателя и получить реальные сделки.

Еще один важный момент: кризис очищает рынок от случайных компаний и тех, кто рассматривал свой бизнес только как способ быстрого заработка денег в ущерб клиенту. Поэтому сейчас именно тот период, когда нужно со стороны посмотреть на свою компанию и понять, что мы можем улучшить.

У любой компании на данный момент, по сути, есть только два сценария: либо исчезнуть без возможности потом вернуться, либо стать лучшей версией себя сегодняшнего. Мы рассматриваем только второй вариант, потому что сильные компании воспринимают любого рода кризис в первую очередь как вызов.

- Стратегическое видение и планирование на 5-10 лет вперед — это правильно. Но как вы считаете, какие практические шаги нужно предпринимать девелоперам именно сейчас?

- Достаточно начать с простого домашнего задания — определить, какие проблемы и задачи решает или может решить для человека ваш объект. И все дальнейшие шаги осуществлять, ориентируясь на свой ответ.

Мне кажется, что проходит время бездумных застроек любого свободного участка города. Вернее, времена еще не прошли, но люди стали более внимательны и требовательны к покупке жилья. И им не нужны только квадратные метры. А коронавирусный и экономический кризисы сделают людей еще более взыскательными. Поэтому сейчас самое время прислушаться к запросу покупателей.

Как правильно выстраивать сотрудничество с клиентами и потенциальными покупателями в этот сложный период?

- Возможно, это звучит банально, но все довольно просто: кризис рано или поздно закончится, и помнить будут те компании, которые были рядом в это непростое время. Если говорить о рынке недвижимости, то девелопер — это не только кирпичи, бетон, продажи, реклама на каждом углу. Заслужить лояльность могут только те застройщики, которые будут честными и отзывчивыми.

Людям очень нелегко, они растеряны и напуганы происходящим. Поэтому девелоперу точно не стоит становиться еще одним раздражителем для своих клиентов.

Сейчас гиперважна правильная коммуникация: честность, открытость, помощь, быстрая реакция на запросы. В общем, обычные банальные истины, которым любая современная компания должна следовать всегда. Но сейчас все это нужно умножить на десять.

Кроме того, я не верю, что сейчас время выстраивать навязчивую рекламную коммуникацию. Да, о себе нужно напоминать. Но я считаю, что сейчас как никогда актуален человекоцентричный маркетинг.

Карантин изменил привычный принцип коммуникации и организации работы. Многим пришлось полностью перейти на удаленную работу. Насколько сложно даются эти изменения девелоперским компаниям?

- Организация дистанционной работы — это процесс, который в современных реалиях не так сложно выстроить. Хватает технических возможностей и подходов. Тут все зависит от того, как компании изначально организовывали свои команды и выстраивали принципы.

Мы изначально собирали команду фанатичных идейных людей с высоким уровнем вовлеченности. Кроме того, всегда смотрели на каждого нового человека глазами команды, а не просто закрывали вакансию. Эти подходы оправдали себя в кризисный период, и компания не испытала сильных проблем.

Знаете, я люблю сравнивать бизнес с футболом, где ценится именно слаженная работа команды, а результат зависит не только от одного или нескольких игроков. У каждого футболиста своя роль, но все они ориентированы на общую цель — победу. По такому же принципу мы выстраивали свою команду, и это сейчас очень помогает.

Коронавирус, карантин и экономический кризис сильно повлияют на жизненный уклад людей и их мировоззрение. Как вы считаете, как изменятся привычки и подходы людей к выбору жилья?

- С одной стороны, доходы людей упадут и некоторым игрокам может показаться, что нужно строить много дешевого, часто некачественного, жилья. Но карантин существенно изменил привычный для людей подход к жизни. Для многих квартира перестала быть просто местом для сна, куда приходят после работы.

Я убежден, что люди начали больше задумываться о реальном комфорте того пространства, в котором они живут. О том, какое окружение у выбранного места. О том, насколько оно экологично и безопасно для них и их близких. Мы выходили на рынок как раз с идеей глубинного понимания потребностей своего клиента. В нынешних реалиях особенно очевидно, что это верный подход.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости

«Нафтогаз» снизил тарифы для промышленности на 20%

«Нафтогаз Украины» снизил цены на природный газ для промышленных потребителей и учреждений, финансируемых из государственного бюджета в июне на 19,1-20,7% до 3 255,6 — 3 818,4 грн за тысячу кубометров с НДС.

Наблюдательные советы в госкомпаниях дают системность и стабильность — Шмыгаль

Премьер-министр Денис Шмыгаль считает, что наблюдательные советы в госкомпаниях должны остаться, однако допускает точечные изменения в составах набсоветов и предлагает найти баланс по зарплатам их членов.

Метро Киева потеряло полмиллиарда гривен из-за карантина

Киевский метрополитен, который возобновил свою работу 25 мая, за более, чем два месяца карантина, понес убытки в размере 600 млн грн.