Чрезвычайная ситуация: почему она не решает проблемы так, как чрезвычайное положение

Артем Крикун-Труш
Артем Крикун-Труш
Член Ассоциации юристов Украины, юрист практики разрешения споров DLA Piper

Состояние, ситуация, положение, обстановка, обстоятельства — что из этого чрезвычайное и что мы имеем сейчас?

В ответе на этот вопрос путаются и журналисты, и рядовые граждане, и даже юристы. Но ответ крайне важен, поскольку от него зависит уровень ограничений как для бизнеса, так и для отдельного жителя Украины.


Первое, что надо понимать, – есть такое понятие, как «единая государственная система гражданской защиты населения и территорий». Если упрощенно, то это совокупность как центральных органов власти (например, министерств), так и местных (например, мэрия отдельного города), а также их работников, имущества, финансов, техники и тому подобное.

Вся эта система существует постоянно и должна слаженно и эффективно защищать нас от различного характера опасностей.

Законодательство Украины устанавливает, что в системе гражданской защиты есть четыре режима:

  • повседневного функционирования;
  • повышенной готовности;
  • чрезвычайной ситуации;
  • чрезвычайного положения.

С первым видом режима все более-менее понятно. Он означает, что в стране все спокойно и идет обычная будничная работа без аварий, эпидемий, природных катастроф и других серьезных проблем.

Повышенная готовность означает, что надвигается серьезная проблема — чрезвычайная ситуация. Например, с января 2015 года режим повышенной готовности был введен на всей территории Украины из-за вооруженной агрессии Российской Федерации.

Чрезвычайная ситуация означает, что серьезная проблема уже здесь и может привести (или уже привела) к значительным материальным потерям и гибели людей. Одной из таких проблем является пандемия, то есть массовое распространение инфекционной болезни на территории многих стран мира за короткий промежуток времени. Такой режим могут вводить даже местные органы власти, и он не предусматривает ограничение конституционных прав и свобод.

Повышенная готовность означает, что надвигается серьезная проблема — чрезвычайная ситуация.

Чрезвычайное положение — это компетенция высшего руководства государства, и оно означает, что серьезная проблема достигла общегосударственного уровня и стала настоящим бедствием с угрозой значительных убытков и потерь жизней. Оно также означает, что эффективно предотвратить эту угрозу невозможно иным образом, кроме как временно ограничить права и свободы граждан, а также права бизнеса и возложить на них всех дополнительные обязанности. Ограничение конституционных прав и свобод — это основное отличие этого режима от всех остальных.

Сейчас в Украине режим чрезвычайного положения не введен. Последний раз на территории Украины чрезвычайное положение временно вводилось в Автономной Республике Крым в 2005 году из-за угрозы птичьего гриппа.

Ввести режим чрезвычайного положения достаточно сложно, поскольку он вводится указом президента Украины. Причем указ обязательно должен быть утвержден Верховной Радой Украины.

В указе обязательно должны быть указаны обоснования необходимости введения чрезвычайного положения; границы территории, на которой оно будет действовать; время, с которого оно вводится, и срок чрезвычайного положения (максимально 30 суток для всей Украины, 60 — для отдельной местности); перечень и пределы чрезвычайных мер; исчерпывающий перечень прав и свобод, которые будут временно ограничены, и другие моменты, предусмотренные Законом Украины

«О правовом режиме чрезвычайного положения»

В ситуации с коронавирусом я вижу две основные проблемы. Первая – необходимость ввода чрезвычайного положения не могут должным образом обосновать, поскольку не установлено реальное количество носителей вируса, а следовательно общегосударственный уровень проблемы не подкреплен адекватными цифрами. Вторая проблема заключается в том, что в условиях карантина, учитывая уже пятерых заболевших народных депутатов, собрать парламент на внеочередное заседание крайне трудно.

Поэтому органы власти пока ограничиваются введением режима чрезвычайной ситуации – сначала на региональном уровне в более чем 10 областях и в городе Киеве. А 25 марта правительство ввело режим чрезвычайной ситуации по всей территории Украины. Такой режим не должен затрагивать наши права и свободы, а нужен только для эффективной координации действий всех задействованных служб.

Например, в Киеве из-за чрезвычайной ситуации существенно ограничили движение общественного транспорта, позволив перевозить по специальным билетам исключительно работников, которые обеспечивают жизнедеятельность Киева (медики, работники продуктовых магазинов и аптек, спасатели, правоохранители и т. п).

Каждый троллейбус, трамвай и автобус обеспечили двумя полицейскими, которые должны контролировать соблюдение этого ограничения. Кроме того, ограничили количество посетителей, которые могут одновременно находиться в продуктовых магазинах и аптеках – до 1 человека на 10 кв. м.

Работники полиции, Нацгвардии и общественного формирования «Муниципальная стража» усиленно контролируют соблюдение как местных, так и общегосударственных карантинных мероприятий, проводят разъяснительную работу относительно запрета пользования детскими и спортивными площадками.

Услышит ли власть юристов и будет ли наконец введено чрезвычайное положение, я считаю, мы увидим в ближайшее время.

Такие местные карантинные меры в сочетании с мерами, которые ввел Кабмин по всей Украине (ограничение отдельных сфер торговли и услуг, запрет на организацию массовых мероприятий с участием более 10 человек, закрытие транспортного сообщения и т. п), подводит к логическому выводу, что наши права и свободы уже существенно ограничиваются, и де-факто условия чрезвычайного положения уже есть, хотя и не закреплены юридически.

О несоответствии такой ситуации Конституции Украины еще 16 марта заявил Центр политико-правовых реформ, призвав власть ввести чрезвычайное положение для того, чтобы фактические ограничения получили правовые основания.

Услышит ли власть юристов и будет ли наконец введено чрезвычайное положение, я считаю, мы увидим в ближайшее время, а пока что продолжаем жить в режиме чрезвычайной ситуации.

И, несмотря на ее чрезвычайную неясность, всем нам стоит оставаться чрезвычайно сплоченными, чрезвычайно человечными и чрезвычайно оптимистичными — такими, какими мы показали себя во все предыдущие кризисы.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости

Доллар по 30,5 грн и инфляция 8,7%. Кабмин утвердил новый макропрогноз

Распространения коронавируса COVID-19 и карантин заставили Кабинет министров пересмотреть макрокпрогноз. Согласно новому прогнозу, ВВП в этом году сократится на 3,9%. Дефицит бюджета составит 6% ВВП что, по словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, согласовано с Международным валютным фондом (МВФ).

Банки-банкроты получили от Фонда гарантирования вкладов почти 1,2 млрд грн

В январе – феврале общая сумма поступлений средств в неплатежеспособные банки составила почти 1,2 млрд грн. Об этом сообщил Фонд гарантирования вкладов.

«Нет» дефолту, новая модель рынка земли, вариант корректив госбюджета и атака на Ермака. Главное за выходные

Власти Украины не рассматривают вариант объявления дефолта и рассчитывают на договоренности с МВФ. Об этом заявила пресс-секретарь президента Юлия Мендель. «Мы очень рады, что нам удалось договориться об увеличении потенциального финансирования. Поскольку в дополнение к программе помощи, которую мы обсуждали ранее, МВФ рассматривает поддержку Украины в борьбе с распространением COVID-19», — сказала она.

Премьер-министр представил новых министров энергетики, финансов и здравоохранения

Денис Шмыгаль представил фракции «Слуга народа» кандидатов на глав Министерства здравоохранения, Минфина и Минэнерго.

Стабфонд уменьшен до 99 млрд грн – правительство утвердило новый проект изменений госбюджета

Контекст. Первый проект изменений госбюджета предлагал сокращение доходов на 115 млрд грн и увеличение расходов на 96 млрд грн. Дефицит госбюджета увеличивался на 202 млрд грн. Планировалось создать стабилизационный фонд в размере 124 млрд грн. При этом предлагалось отменить все программы развития образования, социального развития, поддержки сельхозпроизводителей, а также господдержку кинематографа и театров. Однако все депутатские фракции раскритиковали эти предложения.

Нардеп Лерос опубликовал видео, которое, якобы, компрометирует Андрея Ермака

Гео Лерос обнародовал в Facebook видеозаписи, на которых мужчина, похожий на брата главы Офиса президента Андрея Ермака – Дениса проводит переговоры о трудоустройстве.

Звезды с коронавирусом. Кто заболел COVID-19

COVID-19 уровнял людей. Возраст, деньги, статус не имеют значения — новый вирус поражает всех. The Page собрало звезд, которым подтвердили диагноз.

style

Милованов: Новая модель рынка земли – это имитация

Вариант модели рынка земли, который будет предложен для голосования депутатам 30 марта, – это имитация, нано-реформа. Такое мнение высказал экс-министр экономики Тимофей Милованов.

Правительство разработало новый проект изменений госбюджета – Шмыгаль

Контекст. Кабмин намерен направить на рассмотрение Верховной Рады законопроект о внесении изменений в госбюджет. Предлагается сократить доходы на 115 млрд грн и увеличить расходы на 96 млрд грн. Дефицит госбюджета будет увеличен на 202 млрд грн. Одновременно планируется создать стабилизационный фонд в размере 124 млрд грн. При этом предлагается отменить все программы развития образования, социального развития, поддержки сельхозпроизводителей, а также господдержку кинематографа и театров. Однако все депутатские фракции раскритиковали эти предложения.

В США из-за коронавируса отменен Детройтский автосалон – 2020

NAIAS, Североамериканский международный автосалон (Детройтский автосалон) отменен из-за коронавируса COVID-19.