Facebook Pixel

Цифровая трансформация энергетической компании. Как трансформировался ДТЭК

Дмитрий Осыка
Директор по информационным технологиям ДТЭК

Мир развивается и изменения происходят, хотим мы того или нет. Эпохи постоянно менялись: промышленный капитализм, появление массового производства, автоматизация, цифровая экономика. И вот теперь «полный хаос» в контексте появления и взаимного пересечения технологий. Развитие экспоненциальное технологии миксуются, возникают новые еще одно подтверждение тому, что мы живем в эпоху перемен и больших возможностей.

dt.jpg

Несколько лет назад в ДТЭК задумались: цифровая трансформация набирает обороты где в ней мы? Чтобы развиваться, необходимо понимание, куда двигаться и что мы хотим получить; какое будущее видим с учетом технологий и возможностей, которые открываются перед нами, и как этого достичь.

Мировые мегатренды

Глобально на развитие энергетики влияют 4 + 1 мегатренда, с которыми ДТЭК также работает.

1111.jpg

Прежде всего, это декарбонизация. Мы в Новой стратегии компании обязались к 2040 году стать углеродно нейтральной компанией. Двигаться к этой цели помогает другой тренд — цифровизация.

Telegram Logo

Солнечные панели в домохозяйствах — яркий пример другого тренда, децентрализации, не до конца еще осознанной в Украине. Домохозяйства могут сами как производить электроэнергию, так и ее потреблять: централизованных поставщика и производителя в этой цепочке нет. Как и нет крупных промышленных энергетических компаний и тепловых электростанций — в этом и тренд. А завтра домохозяйства захотят электроэнергию продавать, отпускать на рынок, стать так называемыми просьюмерами (producer + consumer — производитель-потребитель). К этому надо быть готовыми.

ДТЭК трансформируется, чтобы стать более экологичным, эффективным и технологичным бизнесом, поэтому в своей деятельности руководствуется принципами ESG (Environmental, Social and Corporate Governance — экологическое, социальное и корпоративное управление). Кроме того, мы считаем, что трансформация должна проходить под контролем с точки зрения не только E-, но в первую очередь S-фактора, чтобы она была справедливой.

Важный тренд, который, наверное, все почувствовали и который еще раз подсказал, какую роль сегодня играют технологии в нашей жизни, — COVID-19. Есть даже шутка: кто в компании движет цифровую трансформацию — СEO, CDO или COVID-19? Часть компаний именно COVID-19 заставил о ней задуматься.

Цифровые технологии в энергетике

ДТЭК — украинская компания, которая динамично развивается и стремится к лидерству на европейских энергетических рынках. Производственные мощности компании нуждаются в грамотном использовании оборудования, управлении его жизненным циклом, своевременном ремонте. Благодаря цифровой трансформации мы достигаем этих целей. Технологии позволяют не только экономить ресурсы, но и повышать качество наших услуг.

Мы первыми в Украине запустили беспроводную связь под землей. Развернутая цифровая инфраструктура связи на глубине 500 м позволяет снимать данные с сенсоров, понимать, где позиционно находятся наши шахтеры, и тому подобное.

На ТЭС работает искусственный интеллект и подсказывает машинистам алгоритм оптимального управления энергоблоком. Такие проекты хорошо окупаются: за два года их экономический эффект составляет более 170 миллионов гривен.

Сразу для трех направлений бизнеса ДТЭК — шахт, ТЭС и электросетей — мы разработали решение, позволяющее управлять мобильными ремонтными и обходными бригадами. В ДТЭК работают сотни бригад, они следят за состоянием оборудования (делают обходы) и непосредственно его ремонтируют. Наше решение оптимизирует этот процесс, экономит время для людей на заполнении бумаг и как следствие — уменьшает время отключений, возникающих из-за аварии. На пилотном участке Киевских электросетей на 10–15% снизилась доля отключений, а каждая бригада ежедневно экономила 1 час на заполнении бумаг.

Кроме того, раньше наши обходные бригады визуально оценивали линии электропередач на предмет дефектов. Сейчас линии электропередач облетают дроны, а специальная система с использованием искусственного интеллекта распознает дефекты и аварии, после чего отправляет бригаде конкретные координаты. Кроме того, система распознает предаварийное состояние, то есть мы уже имеем возможность прогнозировать.

Таких проектов — сейчас более 30. Например, «цифровые двойники» месторождений подсказывают нам узкие места, которые необходимо расшить, чтобы наше производство газа было более эффективным. Один из проектов цифрового офиса — robotic process automation — помогает с рутинными операциями нашим бухгалтерам. Софтовые работы работают 24/7 и очень эффективны. Также у нас есть проекты по цифровым закупкам и логистике, когда искусственный интеллект оптимизирует цепочку поставок, есть проекты в HR-направлениях.

Огромные возможности заложены в цифровой аналитике, в данных. И наша задача — эти данные найти и грамотно использовать, начиная от предиктивных моделей поломок к прогнозированию производства электроэнергии.

С чего начинается цифровая трансформация

Стать цифровой компанией — это амбициозная цель. Для успешной цифровой трансформации прежде всего необходима методологическая составляющая и понимание, для чего вам подобные изменения.

tseli.jpg

Мы выделили четыре главные цели цифровой трансформации. Это повышение операционной эффективности, усиление гибкости нашего бизнеса, улучшение связи с клиентами и, конечно, обеспечение безопасности производства.

Кроме того, мы поставили цель обеспечить новые возможности для наших сотрудников, чтобы люди не боялись экспериментировать, ведь внедрение цифровых технологий всегда связано с экспериментом, — и люди приобщались к новому, прогрессировали.

Трансформироваться нам помогает прежде всего команда — мы объединили цифровую компетенцию и бизнес. Без бизнес-экспертизы цифровая трансформация невозможна в принципе. Для внутренней цифровой экспертизы мы создали экспертный центр цифровых технологий, где сосредоточили экспертизу в управлении продуктами, data инженерии, data science, разработчиков и, конечно, всю цифровую инфраструктуру. Нам очень помогает и внешняя экосистема партнеров. Ее необходимо постоянно развивать и пополнять, чем мы системно и занимаемся.

protsy.jpg

Цифровая трансформация — всегда метод проб и ошибок, готовых решений нет. Чтобы идти в ногу со временем, мы используем аgile. Этот подход простой и понятный: люди и их взаимодействие важнее процессов и процедуры. Работающий продукт всегда лучше документации. Нужна обратная связь с клиентами. И, конечно, готовность к изменениям.

Адаптация, инновация и трансформация — вот что движет нами в достижении цифровых целей. Технологии, решения и, конечно же, люди, которым это использовать.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]
Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter Cmd + Enter Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости