В исследованиях бизнес-климата в Украине за 2022 год часто говорится об устойчивости украинских компаний в первый год полномасштабной войны. Несмотря на многочисленные убытки и риски, украинские предприниматели смогли работать, а значит – поддерживать экономику страны. О том, как бизнесу не только выстоять в военное время, но и масштабировать свою деятельность и выбрать удачную стратегию экспансии, делится опытом Денис Боков, CВО Parimatch Ukraine.
Экспресс-инструкция, как сохранить жизнедеятельность компании в кризисное время благодаря четырем принципам.
1. Сначала – удержать свою долю рынка
Чтобы удерживать определенную долю рынка, в идеале быть лидером целой отрасли, нужно непрерывно внедрять инновации, совершенствовать продукт и исследовать клиентов. Чем больше и точнее вы знаете предпочтения клиентов, их привычки и мировоззрение, тем вероятнее удастся предложить им релевантную и нужную услугу. Другими словами, следует решить проблемы и преодолеть боль клиентов. Причем, максимально простым и быстрым для него способом.
Усложняется все тем, что это следует делать в условиях военного положения, новых правил игры на рынке и на фоне изменения поведения клиентов. Впрочем, добиться успеха удастся, если опережать или возглавлять трансформационные процессы.
2. Нон-стоп анализировать и улучшать бизнес-показатели
Развивать бизнес без качественной аналитики невозможно. Цифры и факты дают точное и объективное понимание положения дел, указывают на зоны роста и перспективы экспансии. Чем качественнее будет аналитика, тем точнее удастся понять выигрышное направление движения компании и в то же время – уникальность торгового предложения. Поэтому важно, чтобы в компании работали лучшие из лучших аналитиков, которые умеют по статистике видеть закономерности, оттачивают свои знания по целевой аудитории, скрупулезно изучают рынок и продолжают находить потребительские инсайты. Дополнительно, постоянно оценивают эффективность выбранных подходов к работе и при необходимости быстро их изменяют или адаптируют к вызовам времени.
3. Видеть за бизнес-процессами людей
Да, инновации важны. Да, аналитика важна. Но люди, их интеллектуальный и эмоциональный капитал – неотъемлемая часть знающего и доверяющего бизнеса. Поэтому и в военное, и в мирное время развитие команды всегда остается неизменным приоритетом.
Изменяются только вызовы, с которыми приходится работать в этом направлении. Сегодня украинским компаниям нужно заботиться о базовых потребностях своих коллег – безопасности, финансовой стабильности, ментальном здоровье. Этот базис позволяет специалистам выполнять свою работу качественно, а значит, помогать бизнесу выстоять и развиваться.
4. В кризисные периоды продолжать планировать рост и выход на новые рынки
Природа ведения бизнеса состоит в том, чтобы постоянно искать новые продуктовые решения, расти в финансовом или репутационном эквиваленте, покорять новые отрасли или рынки. Даже несмотря на военный контекст и все сопутствующие сложности, следует думать о масштабировании бизнеса и его географической и продуктовой экспансии. Иначе удержать долю рынка с постоянно растущей конкуренцией и добиться нового успеха в ее пределах будет непросто.
При масштабировании крайне важно учесть критерии выбора рынка, который хотите покорить. Это могут быть следующие показатели:
- объем рынка и тренды роста
- юридическая плоскость относительно прозрачности налогообложения, регуляторной политики и получения лицензии
- конкурентная среда
- локальная специфика рынка.
А также выбрать удачную модель выхода на новый рынок. Речь идет либо об открытии собственного представительства в другой стране, либо о запуске услуг под уже известным и весомым в регионе брендом.
Экспансия не проходит быстро. Это длительный процесс, успех которого зависит от профессиональной команды, глубины исследования нового рынка, управления маркетинговыми гипотезами и готовностью брать ответственность за свои решения. Кроме того, экспансия всегда бок о бок связана с пулом юридических и финансовых вопросов, требующих многочисленных согласований и переговоров. Поспешным и необдуманным решением в этом важном для бизнеса этапе развития места просто нет.
Вместо выводов
Как бы сложно ни было, откладывать развитие и масштабирование бизнеса ни в коем случае не стоит. События в мире, как никогда, турбулентны и непредсказуемы. Каждый отложенный этап развития отдаляет компанию от успеха. А каждый шаг навстречу вызовам – приносит опыт, показывает точки роста и приближает команду к новым достижениям.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора