Как далеко Барышевский суд от авиации

Андрей Гук
партнер Юридической фирмы «Анте»

Есть две принципиальные особенности регулирования авиации во всем мире. Во-первых, это ограничение ответственности авиаперевозчика. Во-вторых, это строгие требования по самому регулированию, лицензированию, сертификации и другим разрешениям. В каждой стране есть орган авиационной власти, который отвечает за такое регулирование и контроль над перевозчиками, которые имеют сертификаты эксплуатанта. В Украине таким органом является Госавиаслужба.

Ограниченность ответственности перевозчика выражается в наличии специальных правил перевозок и ограничении прав пассажиров в отношении компенсаций. Максимальная компенсация за отмену рейса, например, €600. При этом косвенный ущерб или любые штрафы не подлежат взысканию.

Из-за наличия особых правил в Воздушном кодексе Украины указано, что действие Закона Украины «О защите прав потребителей» распространяется на воздушные перевозки, кроме вопросов, которые урегулированы этим Кодексом, правилами воздушных перевозок пассажиров и грузов, международными договорами Украины. Из практики Верховного суда Украины видно, что применения к авиаперевозкам правил по защите прав потребителей фактически ограничивается вопросами вреда здоровью и жизни.

Telegram Logo

Поэтому, когда пассажир или турист заявляет иск к авиакомпании в суд общей юрисдикции со ссылками на защиту прав потребителя, то это не совсем правильно определены основания иска и есть игнорирование специальных авиационных правил. И главное – это нарушение правил исключительной подсудности. Потому что, согласно процессуальному кодексу, иски, вытекающие из перевозок (а не из потребительских прав) должны предъявляться и рассматриваться судом по месту регистрации перевозчика.

Следовательно, сам факт, что Барышевский районный суд открыл производство против авиакомпании, которая (как очевидно) в Барышевке налоги не платит и не зарегистрирована, уже очень грубое процессуальное нарушение. Экспертами по авиационным пассажирским спорам в Украине являются Печерский, Шевченковский и Подольский районные суды Киева – именно там зарегистрированы большинство представительств иностранных авиакомпаний и МАУ.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Можно предположить, что судья не знал специальных авиационных правил. Но маловероятно, что судьи не знают правила исключительной подсудности (это когда истец вправе выбрать суд).

Остановит ли определение авиакомпанию

Лицензию авиаперевозчикам выдает Госавиаслужба Украины, она также осуществляет проверку соблюдения лицензионных условий. Соответственно и сделать что-либо с этой лицензией также может исключительно этот орган. И в специальном законодательстве относительно таких лицензий определения суда не значится в списке оснований для неких действий Госавиаслужбы.

Постановление об обеспечении, которое принял Барышевский районный суд, является исполнительным документом, у которого есть взыскатель (истец) и должник – SkyUp. Но авиакомпания не является органом, который может выполнить такое действие, как приостановление действия лицензии. Таким органом является Госавиаслужба, которая не указана судом как должник.

В результате имеем ситуацию, в которой SkyUp не может исполнить решение, ибо не останавливает лицензий, и Госавиаслужба не может исполнить постановление, поскольку не является должником или ответчиком по делу.

Более того, Госавиаслужба и не может быть в Барышевском районном суде ответчиком, как и не может быть предметом рассмотрения в этом суде лицензия авиаперевозчика и приказ, которым она выдана. Такие ответчики и предметы – это Окружной админитстративний суд Киева, который пользуется немного другим процессуальным кодексом. Разница кодексов в том, что в административном четко написано, что не допускается обеспечение иска путем приостановления решений уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации относительно любых сертификатов, одобрений, допусков. Ибо кодекс административный понимает, что нельзя в качестве обеспечения останавливать работу авиаперевозчика. А кодекс гражданский даже подумать не мог, что решение государственного органа по гражданской авиации может быть предметом спора по иску о защите прав потребителя.

Как авиационный юрист констатирую, что законодательство Украины не предусматривает возможности приостановления лицензии авиаперевозчика в судебном порядке. Возможна лишь отмена соответствующего приказа административным судом, где ответчиком будет Госавиаслужба.

Билет

Авиакомпания заявила, что истец не мог самостоятельно приобрести билеты на рейс, так как он чартерный.

Действительно, чартер оплачивает авиакомпании не пассажир, а туроператор. Поэтому туроператор и определяет круг пассажиров, и обеспечивает их билетами с подтверждением после оплаты услуг авиаперевозчика. Но пассажир не может зайти на сайт перевозчика или агентства и купить самостоятельно билет на чартерный рейс. Поэтому странно, что участником дела не является туроператор.

Что дальше

У авиакомпании есть несколько вариантов, один из которых – обратиться в суд и просить снять меры обеспечения. Но тогда пришлось бы исходить из того, что принятые меры являются правомерными. Поэтому перевозчик пошел путем апелляционного обжалования, результат которого должен быть предсказуемым – отмена постановления и дальнейшие вероятные шаги по заведомо неправомерному решению судьи или жалоба в Высший совет правосудия. А пока постановление действует, авиакомпания могла бы еще посчитать вероятные убытки и репутационные потери от такого обеспечения иска и просить суд принять к истцу меры встречного обеспечения – например, пусть бы истец внес на депозит суда сумму потенциальных убытков.

Госавиаслужба не останавливала лицензию, а попросила суд объяснить, как толковать это определение.

Вывод: в связи с таким определением суда рейсы SkyUp не должны останавливаться и отменяться – причин для паники нет.

Однако, независимо от причин отмены рейсов, если это произошло вне воли пассажира, то стоимость билетов должна возвращаться и выплачиваться компенсация в случае, если отмена состоялось менее чем за две недели до рейса. Если рейс отменен более чем за две недели до рейса, то компенсация не должна выплачиваться перевозчиком, а только возвращаться стоимость билета по условиям применимого тарифа. Компенсация может не выплачиваться, если пассажиру предложено (и он согласовал) другой рейс на замену отмененного. Ппри отмене рейса авиакомпания должна предложить альтернативы.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости