Facebook Pixel

Институт омбудсмена по медицинским вопросам: все за и против

Алина Серга
Замглавы Комитета Ассоциации юристов Украины по медицинскому праву
Фото: Darko Stojanovic/Pixabay

Фото: Darko Stojanovic/Pixabay

Кроме Уполномоченного по правам человека, бизнес-омбудсмена и Уполномоченного по защите государственного языка, в Украине может появиться омбудсмен по медицинским вопросам.

Введение соответствующей должности предлагается законопроектом № 5400, зарегистрированным 19 апреля. Но оказалось, что он содержит значительное количество пробелов — законодатели решили не контролировать деятельность Уполномоченного.

Одной из главных функций уполномоченного/омбудсмана/омбудсмена (от швед. ombudsman «представитель») в мире является контроль деятельности исполнительных и других органов государственной власти путем рассмотрения жалоб граждан на действия тех или иных органов либо должностных лиц, которые привели к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Telegram Logo

Правительство Дениса Шмыгаля продолжает внедрять медицинскую реформу, начатую правительством Владимира Гройсмана. Возникновение новых институтов защиты прав и свобод человека и граждан Украины в медицинской сфере является важным этапом развития системы здравоохранения и присоединения к внедрению лучших практик мирового сообщества.

19 апреля в ВРУ были зарегистрированы два законопроекта: «Об Уполномоченном по медицинским вопросам» № 5400 и «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях (относительно обеспечения деятельности Уполномоченного по медицинским вопросам)» № 5401. Одним из их соавторов является глава ВРУ Дмитрий Разумков.

Цель законопроекта № 5400 довольно важна: надлежащая реализация госконтроля за соблюдением законодательства о здравоохранении, государственных стандартов, нормативов профессиональной деятельности в сфере здравоохранения, стандартов медобслуживания, медицинских материалов и технологий и протоколов оказания реабилитационной помощи на всей территории Украины.

Разработка законопроекта № 5401 обусловлена необходимостью внесения изменений в КУоАП в связи с принятием закона «Об Уполномоченном по медицинским вопросам», а также законодательным требованием о том, что изменения в законодательство Украины о правонарушениях могут вноситься исключительно отдельно. Им предлагается урегулировать административную ответственность за нарушение соответствующего законодательства.

Его деятельность будет направлена на мониторинг соблюдения права на охрану здоровья, рассмотрение жалоб о нарушении права на охрану здоровья и прав пациентов, контроль за реализацией прав медицинских работников, посредничество в конфликте между пациентом и объектом госконтроля.

Принятие этого закона — важный шаг государства. Следствием его принятия станет надлежащая реализация государственного контроля за соблюдением законодательства об охране здоровья, государственных стандартов, нормативов профессиональной деятельности в сфере здравоохранения, стандартов медобслуживания, медицинских материалов и технологий и протоколов оказания реабилитационной помощи на всей территории Украины, создание единого органа, задачей которого является медиация взаимоотношений между пациентом и субъектом госконтроля.

Но есть и другая сторона — отсутствие нормирования на законодательном уровне основных принципов деятельности Уполномоченного по медицинским вопросам может привести к злоупотреблениям и уклонению от выполнения взятых на себя обязательств.

В проекте закона обязанности Уполномоченного не предусмотрены отдельной статьей, что прямо предусматривает отсутствие ответственности за возложенные на него функции. В частности, предусмотрено, что Уполномоченный может осуществлять иные полномочия в соответствии с этим и другими законами и имеет другие права, предусмотренные законом.

Такие положения недопустимы, так как не обеспечивают доступности закона для правильного его понимания и применения.

Также по непонятным причинам на Уполномоченного по медицинским вопросам не распространяется действие закона «О предотвращении коррупции». Например, в ст. 3 в перечень субъектов, на которые распространяется действие закона, отнесены только уполномоченные ВРУ по правам человека и защите государственного языка.

Остается без внимания в проекте и взаимодействие Уполномоченного по медицинским вопросам с Уполномоченным ВРУ по правам человека. К полномочиям последнего относится, в частности, соблюдение прав и свобод человека в сфере здравоохранения.

В документе остается нераскрытой и сфера применения закона. Непонятно, как будут рассматриваться жалобы от иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в Украине на законных основаниях.

В проекте не созданы предпосылки для контроля за деятельностью Уполномоченного. Так, он будет осуществлять мониторинг соблюдения права на охрану здоровья. Возникает вопрос: каким образом омбудсмен отчитается перед гражданами и Кабмином о проделанной работе, выявленных проблемах?

Инициаторами законопроекта не отработан порядок финансирования деятельности Уполномоченного и отчетности за использование наших с вами средств, а ведь большую часть госбюджета составляют именно налоги украинцев.

Законодатели решили не контролировать деятельность омбудсмена по медицинским вопросам. Теперь дело за парламентариями, которые будут нести политическую ответственность за законодательные пробелы.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости