Доступ к дешевым кредитам смягчили. Но не для малого бизнеса

Андрей Гмырин
доцент Университета государственной фискальной службы Украины
Андрей Гмырин

Андрей Гмырин

Каждый раз, когда у нас на государственном уровне вводят какие-то новации для бизнеса, хочется быть уверенным, что это ему поможет или хотя бы не навредит. Я много раз комментировал программу «Доступные кредиты 5-7-9%», надеясь, что в Кабмине к моим советам прислушаются и откорректируют документ в пользу широкого круга предпринимателей. К сожалению, последние инициативы правительства, как и предыдущие, свидетельствуют об обратном.

Не так давно, 9 октября, Кабинет министров Украины внес изменения в Порядок предоставления государственной поддержки мелкому и малому бизнесу в контексте «Доступных кредитов 5-7-9%». На правительственном сайте сказано: «Изменения, которые внесены в программу, касаются либерализации ряда требований к субъектам предпринимательства в части повышения максимального уровня их годового дохода до эквивалента 10 млн евро и исключения из Порядка требования к обязательной прибыльности действующего бизнеса — решение будут принимать банки-кредиторы. Также изменениями расширены цели использования кредитных средств возможностью приобретения земельных участков как отдельно, так и вместе с нежилой недвижимостью».

Напомню, что до сих пор максимальный годовой доход предпринимателя, который хотел бы получить льготный кредит, должен был составлять не более 100 млн грн (около 3 млн евро).

«Доступные кредиты 5-7-9%». Не тут то было

Я неоднократно говорил о важности доступного кредитования для мелкого и малого бизнеса. Это было актуальным как в период карантина, так и после введения ряда ограничений, от которых предприниматели двух категорий пострадали больше других. По моему убеждению, кредитная поддержка должна быть системной и охватывать широкий круг представителей наиболее уязвимых категорий бизнеса.

Telegram Logo

Поэтому, когда Кабмин анонсировал свою программу «Доступные кредиты 5-7-9%», были надежды, что наконец ожидания на системный прорыв в государственной поддержке предпринимательства оправдаются. Но не тут то было. Практика показала, что получить дешевые кредиты рядовому ФОП-цу оказалось довольно сложно. Препятствием стали обременительные условия от банков — участников программы. От предпринимателей требовали безупречной деловой репутации, устойчивого и достаточного дохода и тому подобное.

Интересно, что именно из-за якобы сомнительной деловой репутации финучреждения отказывали предпринимателям в льготном кредитовании чаще всего (60% всех отказов). В 12% случаев это было обусловлено несоответствием цели кредитования, в 11% — необоснованностью бизнес-плана, в 4% — несоответствием с Законом о государственной поддержке малого и среднего бизнеса, еще в 4% случаев — убыточной деятельностью предпринимателя, в 3% — превышением объема выручки и в 1% — превышением лимита государственной поддержки.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

К чему привела такая придирчивость? Ранее я приводил статистику, согласно которой на начало июня банки, учавствующие в программе, получили 24 720 заявок от предпринимателей на получение льготного займа. Однако всего 3500 этих клиентов сформировали и передали соответствующий пакет документов для участия в программе. Практически каждую вторую заявку банк отклонил. Известно также, что по состоянию на 5 октября банки заключили 4127 кредитных договоров на общую сумму 98,2 млрд грн в рамках «Доступных кредитов 5-7-9%». Я бы не считал это достойным результатом разрекламированной кампании.

Решение банки будут принимать по своему усмотрению

И вот теперь Кабмин говорит о смягчении условий доступа бизнеса к дешевым кредитам. Есть ли у правительственных новациях положительные моменты? Да. Например, теперь предпринимателю не обязательно лезть вон из кожи, чтобы показать банку свою прибыльность. Это логично, поскольку мелкий и малый бизнес до сих пор не оправился от локдауна.

Как позитив, оцениваю и решение расширить перечень пунктов целевого использования кредитов, в частности, в части приобретения земельных участков. Скорее всего, это связано с запуском анонсированного рынка земли. Думаю, если новация сработает, малый бизнес тоже сможет участвовать в будущей приватизации.

На этом положительные новации от правительства исчерпываются. Скажем, пункт о повышении предельного порога годового дохода до эквивалента 10 млн евро вызывает у меня удивление. Дело в том, что действующее законодательство (Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине») четко указывает, что к категории «микропредприятий» могут принадлежать только те, чей годовой доход не превышает 700 тыс евро. А в категории «малых» — предприятия с чистым годовым доходом до 8 млн евро. То есть, подняв планку доходности до 10 млн евро, правительство фактически позволило получать дешевые кредиты преимущественно среднему бизнесу, очевидно, за счет мелкого и малого.

Наконец, один из самых интересных моментов, который касается регулятивной части изменений в Порядок предоставления льготных кредитов. Решение о соблюдении всех указанных критериев банки-кредиторы будут принимать по своему усмотрению! То есть, все хорошее, что предложил Кабмин, может быть перечеркнуто росписью одного банковского клерка. Обидно, но такой риск действительно есть.

Еще раз хочу подчеркнуть, что во время экономического кризиса и пандемии правительству не следует прибегать к декларативным и популистским решениям. Необходимо взвесить все «за» и «против», прислушаться к советам экспертов и предоставлять реальную поддержку отечественным предпринимателям. Прежде всего, микро- и малому бизнесу, который вносит немалый вклад (15%) в формирование ВВП, кормит свои семьи и семьи наемных работников.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости