Министерство финансов подало проект бюджета на 2021 год. Его ключевым параметром, как и в 2020-м, остается плановый уровень дефицита бюджета – 6% ВВП.
Именно такую цифру сегодня обсуждают финансисты как основной индикатор будущей фискальной политики.
Так, в отличие от предыдущих лет, когда основная дискуссия велась вокруг изменения налоговых ставок или конкретных строк расходной части, сейчас обсуждаются более абстрактные, но не менее весомые категории.
Объем дефицита бюджета в 2021 году определит тенденции на внутреннем рынке ОВГЗ, долговую политику правительства и объемы привлечения валюты от МВФ, ЕС, Всемирного банка и коммерческих кредиторов.
А значит, повлияет на курс, объемы эмиссии (поскольку не секрет, что значительная часть новых размещений ОВГЗ основным покупателем — банками — финансируется за счет рефинансирования со стороны НБУ, то есть чистой печати гривны) и инфляционное давление в следующем году.
Но и здесь есть свои принципиальные детали: ни у кого на рынке нет понимания, каким именно будет фактический дефицит бюджета в 2021 году.
Поэтому сейчас можно наблюдать критику Министерства финансов за то, что оно де-факто, как показал опыт текущего года, и не собирается делать.
В частности, остается открытым вопрос фактического уровня финансирования государственных расходов по отношению к плану, как и источников их финансирования.
Согласно представленному плану, объем расходов госбюджета должен составить 1350,1 млрд грн против плановых 1284,6 млрд в 2020 году. Но, как показывает опыт, Минфин старается проводить максимально консервативную фискальную политику.
За январь — июль 2020 года расходная часть госбюджета была недофинансирована на 74,6 млрд грн, или 13,3%. К концу года недовыполнение расходов может составить 155 млрд грн, или 12% общей суммы расходов.
То есть предусмотренный бюджетом объем расходов в 1264 млрд грн оказался значительно завышенным. А удельный вес государства в общих расходах субъектов экономики в 2020 году составит 43,1% против плановых 47,1% ВВП.
Корректно предположить, что аналогичное недовыполнение расходной части на 10-12% мы увидим и в 2021 году. Наиболее вероятным объяснением такой политики может быть нежелание Министерства финансов идти на прямую конфронтацию с депутатским корпусом, представляя план расходной части.
Но в то же время нет никаких оснований позже финансировать условно «лишние» строки расходов.
Особенно учитывая то, что высокий дефицит бюджета означает усложнение обслуживания госдолга в будущем периоде и снижает маневренность Министерства финансов по снижению налоговой нагрузки.
Бюджет-2021 предполагает общие государственные расходы в объеме 46% ВВП и дефицит бюджета в размере 6% ВВП. Мы считаем, что данные цифры являются изначально завышенными и общий уровень госрасходов удастся удержать на уровне 42,1% ВВП, а дефицит — на уровне 3,5-4%.
В частности, важным фактором умеренной расходной политики являются сложности с финансированием дефицита бюджета и выполнением доходной части.
В том числе выполнением достаточно оптимистичного плана поступлений по НДС путем борьбы с конвертационными центрами. Но в целом план доходов выглядит более чем реалистично, и недоборы по одним статьям, вероятнее всего, будут компенсированы за счет роста импорта и ускоренного восстановления заработных плат.
Суммарно доходная часть госбюджета увеличится на 9,4% (при планируемом росте номинального ВВП на 13,2%).
При отсутствии резких изменений в региональной политике местных бюджетов и пенсионной системе соотношение валовых доходов государства (государственный и местные бюджеты, также поступления от ЕСВ) к ВВП незначительно снизится с 39,4% в текущем году до 38,3% в 2021-м.
Основным источником финансирования дефицита выступят внутренние заимствования — на них приходится 549,1 из 684,7 млрд грн общей суммы плановых привлечений.
Исходя из планового графика выплат на 2020 год, роловер (соотношение новых привлечений к сумме погашения бумаг) должен составить 1,25 или 108,5 млрд грн чистых займов.
К примеру, по итогам 7 месяцев 2020 года соотношение привлечений/погашений по гривневым ОВГЗ составляло ровно 1, а по долларовым облигациям внутреннего займа существенно ниже – только 0,7.
Основная причина такого низкого уровня рефинансирования — заниженные ставки по гривневым бумагам. Как утверждают участники рынка, основным покупателем ОВГЗ выступают государственные банки.
Либо же коммерческие, только что получившие рефинансирование в НБУ. Завершить переток уже существующей банковской ликвидности из депозитных сертификатов в ОВГЗ Национальному банку и Министерству финансов пока не удалось.
Косвенно это подтверждается результатами проведения аукционов: количество заявок на покупку гривневых ОВГЗ не превышает 5-6, а нередко присутствует всего 1 покупатель.
Параллельно частные операторы стараются не увеличивать свой портфель ОВГЗ на текущем цикле снижения ставок.
Во-первых, ресурс государственных банков (при ограничении объемов рефинансирования и чистой эмиссии) заканчивается, во-вторых, восстанавливается инфляционное давление, в-третьих, бюджет-2021 указывает на повышение спроса на заемные ресурсы, а значит, и будущее повышение ставок по гривневым ОВГЗ.
Перечисленные моменты, как и многие упущенные, достаточно важны с точки зрения публичных финансов. Но ключевой посыл для бизнеса все же в том, что при однозначно ожидаемом восстановлении экономики в 2021 году у Министерства финансов нет планов по увеличению налоговой нагрузки.
И даже наоборот, конфронтация непосредственно с финансово-бюджетным комитетом Рады подтверждает намерения министерства по ослаблению многих налоговых «перегибов», проголосованных в 2020 году.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора